"Живаго" Б.Л.Пастернак
Постановка и либретто - Юрий Любимов
Художник - А.Шлиппе
Композитор - Альфред Шнитке
Премьера - 16 июня 1993 года
Спектакль идет с одним антрактом
"Живаго" Б.Л.Пастернак
Постановка и либретто - Юрий Любимов
Художник - А.Шлиппе
Композитор - Альфред Шнитке
Премьера - 16 июня 1993 года
Спектакль идет с одним антрактом
Длинный ряд фигур в черных плащах-накидках с такими же черными зонтиками; вереница людей в сером; чьи-то неопределенные очертания на заднике сцены - люди, люди, люди, а за их множеством (олицетворением человечества) - Живаго, Тоня, Лара, Стрельников, их судьбы...
Движение пастернаковского романа движется стремительными скачками, а сами события, как это давно принято в театре Любимова, даются намеками и становятся символами: детство Юрия Живаго - похороны матери и самоубийство отца ("Шли и шли и пели "Вечную память"..."); юность - свадьба с Тоней ("Горько, не пьется - надо подсластить"); Лара и Комаровский - марионетка и человек, дергающий за ниточки ("Чуть ночь, мой демон тут как тут..."); война - марширующие солдаты и цепляющиеся за них женщины ("На кого ты меня оставляешь?"); революция - бесчинствующая толпа из поэмы Блока "Двенадцать" ("Свобода, свобода, эх, эх, без креста!"); похороны Живаго - Лара у гроба ("Вот и снова мы вместе, Юрочка...").
Режиссер не обошелся в спектакле без поэтических вкраплений, тем более, наличие в романе стихов Юрия Живаго к этому даже обязывало. Удачным оказалось соединение пастернаковской поэзии с музыкой Шнитке.
Жанр спектакля заявлен его создателями как музыкальная притча. Однако притчи как раз и не получилось. С самого начала спектаклю задается чрезмерно обличительный настрой: упор делается только на кошмарности времен, а судьба русского интеллигента в эти времена (революция и послереволюционные годы) отходит на второй план.
В спектакле заняты: Валерий Золотухин, Любовь Селютина, Анна Агапова, Александр Трофимов.