"Евгений Онегин" А.С.Пушкин

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
"Евгений Онегин" А.С.Пушкин
Сценическая версия и постановка Юрия Любимова
Режиссер - Анатолий Васильев
Сценография Бориса Бланка
Премьера - 6 июня 2000 года
Спектакль идет без антракта, продолжительность 2 часа
Above: The Color Wheel
"Евгений Онегин" А.С.Пушкин
Сценическая версия и постановка Юрия Любимова
Режиссер - Анатолий Васильев
Сценография Бориса Бланка
Премьера - 6 июня 2000 года
Спектакль идет без антракта, продолжительность 2 часа

Стоило ли одаривать Пушкина ко дню рождения таким сомнительным подарком, как сценическая версия "Евгения Онегина", решайте сами. Впрочем, для полноты суждения желательно лицезреть и внимать перенесенному на подмостки Таганки роману в стихах лично. Автор этих строк опишет лишь скромную часть того, что вызвало у него недоумение, досаду, раздражение...

Двухэтажная деревянная конструкция растянута по диагонали сцены. Около десятка окошек-проемов (высотой в человеческий рост) прикрыты мышиного цвета занавесями (по ходу спектакля их бесконечно отдергивают и задергивают, добиваясь отталкивающего металлического звука - железные кольца трутся о железную перекладину). За каждой шторкой скрывается либо актер, изображающий кого-либо из персонажей "Евгения Онегина", либо бесстрастные или пристрастные комментаторы развертывающегося на сцене, наряженные в современные футболки с пародийно-китчевыми надписями: "Мой Пушкин", "Наш Пушкин", "I love Пушкин".

Зрелище до крайности ритмизовано: ритм чтения стиха задает красными вспышками своего фонарика, давно вошедшего в историю театрального искусства, сам Юрий Петрович Любимов; порой на сцене этот ритм наглядно иллюстрируется всполохами множества фонариков, которыми актеры энергично подсвечивают собственные лица в такт рублено подающимся поэтическим строкам.

Еще одна находка в чтении пушкинского стиха со сцены - пропеть его на манер русской частушки: знакомый деревенский заунывно-хулиганский напев отрекомендует нам Владимира Ленского "с душою прямо геттингенской" и много еще о чем поведает. Несть числа таганским способам сдирания "хрестоматийного глянца" с бедняжки Пушкина, который, как известно еще со времен Аполлона Григорьева, "наше все".

В собственную театральную "окрошку" Любимов забрасывает фрагменты драматических и музыкальных спектаклей по "Евгению Онегину": в постановке Таганки звучат голоса Л.Собинова, И.Козловского, В.Яхонтова, И.Смоктуновского, А.Яблочкиной, Ц.Мансуровой. Постмодернистски смешивая несоединимое (из последних сил сопротивляющееся такой акции), восьмидесятилетний режиссер демонстрирует, сколь молод душой.

В спектакле использованы излюбленные на Таганке приемы театра теней, а в тексте сценической композиции задействованы пушкинские черновики и комментарии Набокова к "Евгению Онегину".

В спектакле заняты артисты: Дмитрий Муляр, Любовь Селютина, Владислав Маленко, Юлия Куварзина, Тимур Бадалбейли, Феликс Антипов и другие.
Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.