"Евгений Онегин" А.С.Пушкин
Сценическая версия и постановка Юрия Любимова
Режиссер - Анатолий Васильев
Сценография Бориса Бланка
Премьера - 6 июня 2000 года
Спектакль идет без антракта, продолжительность 2 часа
"Евгений Онегин" А.С.Пушкин
Сценическая версия и постановка Юрия Любимова
Режиссер - Анатолий Васильев
Сценография Бориса Бланка
Премьера - 6 июня 2000 года
Спектакль идет без антракта, продолжительность 2 часа
Стоило ли одаривать Пушкина ко дню рождения таким сомнительным подарком, как сценическая версия "Евгения Онегина", решайте сами. Впрочем, для полноты суждения желательно лицезреть и внимать перенесенному на подмостки Таганки роману в стихах лично. Автор этих строк опишет лишь скромную часть того, что вызвало у него недоумение, досаду, раздражение...
Двухэтажная деревянная конструкция растянута по диагонали сцены. Около десятка окошек-проемов (высотой в человеческий рост) прикрыты мышиного цвета занавесями (по ходу спектакля их бесконечно отдергивают и задергивают, добиваясь отталкивающего металлического звука - железные кольца трутся о железную перекладину). За каждой шторкой скрывается либо актер, изображающий кого-либо из персонажей "Евгения Онегина", либо бесстрастные или пристрастные комментаторы развертывающегося на сцене, наряженные в современные футболки с пародийно-китчевыми надписями: "Мой Пушкин", "Наш Пушкин", "I love Пушкин".
Зрелище до крайности ритмизовано: ритм чтения стиха задает красными вспышками своего фонарика, давно вошедшего в историю театрального искусства, сам Юрий Петрович Любимов; порой на сцене этот ритм наглядно иллюстрируется всполохами множества фонариков, которыми актеры энергично подсвечивают собственные лица в такт рублено подающимся поэтическим строкам.
Еще одна находка в чтении пушкинского стиха со сцены - пропеть его на манер русской частушки: знакомый деревенский заунывно-хулиганский напев отрекомендует нам Владимира Ленского "с душою прямо геттингенской" и много еще о чем поведает. Несть числа таганским способам сдирания "хрестоматийного глянца" с бедняжки Пушкина, который, как известно еще со времен Аполлона Григорьева, "наше все".
В собственную театральную "окрошку" Любимов забрасывает фрагменты драматических и музыкальных спектаклей по "Евгению Онегину": в постановке Таганки звучат голоса Л.Собинова, И.Козловского, В.Яхонтова, И.Смоктуновского, А.Яблочкиной, Ц.Мансуровой. Постмодернистски смешивая несоединимое (из последних сил сопротивляющееся такой акции), восьмидесятилетний режиссер демонстрирует, сколь молод душой.
В спектакле использованы излюбленные на Таганке приемы театра теней, а в тексте сценической композиции задействованы пушкинские черновики и комментарии Набокова к "Евгению Онегину".
В спектакле заняты артисты: Дмитрий Муляр, Любовь Селютина, Владислав Маленко, Юлия Куварзина, Тимур Бадалбейли, Феликс Антипов и другие.