"Обнаженные одеваются" Луиджи Пиранделло, перевод с итальянского С.С. Мокульского
Режиссер-постановщик и автор сценографии - Роман Козак
Премьера - 23 ноября 2000 года
Спектакль идет без антракта, продолжительность - 2 часа
"Обнаженные одеваются" Луиджи Пиранделло, перевод с итальянского С.С. Мокульского
Режиссер-постановщик и автор сценографии - Роман Козак
Премьера - 23 ноября 2000 года
Спектакль идет без антракта, продолжительность - 2 часа
Скука придавливает собой все в этом спектакле. Потуги на интеллектуальность драматического повествования оттираются в тень приземленностью и обытовленностью сценического поведения исполнителей. Смешение реальности и вымысла в сознании героев (излюбленный ход Пиранделло, в пьесах которого человек неизменно и неизбежно ощущает себя театральным персонажем) оборачивается для зрителя сплошной невнятицей.
Между тем, мысль пьесы "Обнаженные одеваются" не хитра, а по нынешним временам даже и примитивна: каждый удачливый представитель общества вынужден носить определенную маску, а вдобавок и маскарадный костюм (в переносном смысле, разумеется). Эрсилия Дреи (Е. Новикова) - та, у которой никогда не было этих атрибутов безбедного существования, решает перед смертью ими обзавестись - обнаженная пытается одеться - и сочиняет себе пусть не слишком красивую, но все-таки легенду ("сколько я выстрадала", "впечатление от измены", "не умела бороться за себя", "стеклянный тюбик яда", "ужас не чувствовать, что кто-то думает о тебе" и т.д.). Будучи опубликованной в газете после неудачного самоубийства героини, смесь вымысла и правды всколыхнула всех причастных судьбе Эрсилии...
Исследователь западноевропейской драматургии XX века Б. Зингерман писал: "Персонажи Пиранделло если и вводят кого-либо в заблуждение, то прежде всего самих себя". Постановщик Роман Козак, взяв в союзники Пиранделло, вводит в заблуждение целый зрительный зал, в недоумении его и оставляя. Режиссер (он же по совместительству и сценограф) загромождает сцену всевозможными бытовыми подробностями, претендующими на то, чтобы считаться символами. Выпускает в это пространство нескольких актеров театра им. Пушкина и приглашенного из "Современника" гастролера Авангарда Леонтьева, два часа исправно разыгрывающих дешевую и путаную мелодраму. Подведем безрадостный итог: "задрапировать" свою наготу обнаженной не удалось; пиранделловский смысл канул в небытие, а какой-либо иной обретен не был.