"Маскарад" М.Ю. Лермонтов

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel

"Маскарад" М.Ю. Лермонтов
Режиссер-постановщик - Виктор Шамиров
Художник - Павел Каплевич
Премьера - 15 декабря 2000 года
Спектакль идет с двумя антрактами, продолжительность - 3 часа

Человечество не владеет каноническим текстом драмы Лермонтова "Маскарад". Из пяти существовавших редакций пьесы до нас дошло четыре. О первой, трехактной, известно лишь, что она представляла собой не набросок, но законченную драму и завершалась отравлением Нины. Прижившийся на русской сцене четвертый акт, несший наказание неправедному мстителю, возник под давлением цензуры, как и мистическая фигура Неизвестного. В последней же, пятиактной редакции, роль Неизвестного была автором вымарана, что дало повод литературоведу Б. Эйхенбауму сделать вывод: "Неизвестный - вовсе не такой уж органический для Лермонтова и для "Маскарада" персонаж" (хотя спору нет - весьма театральный).

Режиссер Шамиров без сожаления расстался и с Неизвестным, и с четвертым актом, и с возмездием: ну какое может быть возмездие из цензурных соображений? Отметя все насильственные вмешательства в лермонтовский замысел, датированные XIX-м столетием, сам Шамиров в этом замысле деятельно похозяйничал. Усмотрев порок всюду - и в обратной исторической перспективе, и в нынешней реальности - режиссер перетасовал времена и обличья, предъявив зрителю опустившееся и разложившееся общество, мало претендующее на звание светского.

Облезлые, поиздержавшиеся игроки мечут банк не на зеленом сукне, но примостившись в неудобных позах на ступенях лестничного пролета, где-то на на задворках дома с колонадой, чей фасад с торжеством явлен художником Каплевичем. Последующие события разыграны словно грубой, завистливой челядью в неуютной людской: вульгарно, чрезмерно, эпатажно. Несколько рознится с остальными персонажами самовлюбленный, надменный Арбенин (Сергей Шакуров), отталкивающе смакующий свое несчастье. Но и он - мелок и недалек. Будто бездушная марионетка монотонно-ангельским голоском пытается оправдаться перед мужем оклеветанная Нина (Ирина Гринева). Впрочем, круг ее общения (Баронесса Штраль, к примеру) не оставляет сомнений: порочна! В этой постановке на каждой лестничной ступеньке примостились злодеи всех пошибов, шулера, выпивохи, женщины легкого поведения и прочий сброд. Режиссеру среди них, похоже, комфортно.

Целый ряд составляющих "Маскарада" вселяет подозрение в сознательном копировании (пародировании?) Шамировым приемов режиссера Владимира Мирзоева, постановщика того же театра.

В спектакле также заняты: С. Пинчук, В. Толстоганова, А. Самойленко, В. Колганов и другие.

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.