"Ночь перед рождеством" Н.В.Гоголь
Автор инсценировки и режиссер-постановщик - Сергей Женовач
Сценограф - Александр Боровский
Премьера - 13 марта 1998 года
Спектакль идет без антракта, продолжительность - 1 час 40 минут
Повесть "Ночь перед
рождеством" вошла в сборник гоголевских произведений из украинской
жизни, напечатанных в 1831 году под заглавием "Вечера на хуторе близ
Диканьки". Вскоре была осуществлена ее инсценировка, жанр которой
определялся как интермедия-водевиль. Спектакль, поставленный в наши дни
режиссером Женовачем, задумывался и воплощался в ином жанре -
театральной фантазии.
Стоило черту (по свом личным
"нечистым" мотивам) украсть с неба месяц, как все смешалось и
заволновалось в человеческом мире, где сделалось непривычно и опасно
темно. А черту всего и надо-то было, что насолить заклятому врагу -
кузнецу Вакуле да понежиться с его матерью - пышнотелой ведьмой
Солохой. Не тут-то было: вознамерившийся всех охмурить, черт сам был
одурачен, попав в плен к Вакуле и покорно отправившись с ним на плечах
прямехонько в Петербург к самой Екатерине II. Вакула ведь был влюблен,
а чего не сделаешь ради прихоти возлюбленной, пожелавшей иметь царицыны
черевички! Много еще разных разностей успело произойти в эту ночь
накануне праздника Рождества Христова...
Фантазия постановщика и
участников спектакля дарит зрителям не только бесчисленные чудеса и
забавы, но и дает повод задуматься, под каким миловидным и вовсе не
отталкивающим обличьем могут явиться каждому из нас силы зла. Впрочем,
на подобных раздумьях театр не настаивает. Каждый волен увидеть в этом
спектакле свое: ребенок - увлекательную сказку, иллюстрируемую живыми
картинками; подросток - историю зарождающейся любви; взрослый... Да
мало ли что может почудиться!
Герои театрального
повествования: красавица Оксана (Мария Глазкова), простодушный Вакула
(Владимир Яворский), вертлявый черт (Никита Татаренков), любвеобильная
Солоха (Елена Матвеева) и целый строй ее поклонников выводятся на сцену
волей рассказчика Рудого Панька (труднейшая роль досталась Геннадию
Назарову), принимающего заинтересованное участие в развлечениях,
проказах и прочих событиях, которые становятся возможны на сценических
подмостках во многом благодаря необычной сценографии А.Боровского.