"Ночь перед рождеством" Н.В.Гоголь
Автор инсценировки и режиссер-постановщик - Сергей Женовач
Сценограф - Александр Боровский
Премьера - 13 марта 1998 года
Спектакль идет без антракта, продолжительность - 1 час 40 минут
Повесть "Ночь перед рождеством" вошла в сборник гоголевских произведений из украинской жизни, напечатанных в 1831 году под заглавием "Вечера на хуторе близ Диканьки". Вскоре была осуществлена ее инсценировка, жанр которой определялся как интермедия-водевиль. Спектакль, поставленный в наши дни режиссером Женовачем, задумывался и воплощался в ином жанре - театральной фантазии.
Стоило черту (по свом личным "нечистым" мотивам) украсть с неба месяц, как все смешалось и заволновалось в человеческом мире, где сделалось непривычно и опасно темно. А черту всего и надо-то было, что насолить заклятому врагу - кузнецу Вакуле да понежиться с его матерью - пышнотелой ведьмой Солохой. Не тут-то было: вознамерившийся всех охмурить, черт сам был одурачен, попав в плен к Вакуле и покорно отправившись с ним на плечах прямехонько в Петербург к самой Екатерине II. Вакула ведь был влюблен, а чего не сделаешь ради прихоти возлюбленной, пожелавшей иметь царицыны черевички! Много еще разных разностей успело произойти в эту ночь накануне праздника Рождества Христова...
Фантазия постановщика и участников спектакля дарит зрителям не только бесчисленные чудеса и забавы, но и дает повод задуматься, под каким миловидным и вовсе не отталкивающим обличьем могут явиться каждому из нас силы зла. Впрочем, на подобных раздумьях театр не настаивает. Каждый волен увидеть в этом спектакле свое: ребенок - увлекательную сказку, иллюстрируемую живыми картинками; подросток - историю зарождающейся любви; взрослый... Да мало ли что может почудиться!
Герои театрального повествования: красавица Оксана (Мария Глазкова), простодушный Вакула (Владимир Яворский), вертлявый черт (Никита Татаренков), любвеобильная Солоха (Елена Матвеева) и целый строй ее поклонников выводятся на сцену волей рассказчика Рудого Панька (труднейшая роль досталась Геннадию Назарову), принимающего заинтересованное участие в развлечениях, проказах и прочих событиях, которые становятся возможны на сценических подмостках во многом благодаря необычной сценографии А.Боровского.