"Путешествие без багажа" Жан Ануй

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel

"Путешествие без багажа" Жан Ануй
Режиссер-постановщик - Виктория Харченко
Сценография и костюмы - Ксения Шимановская
Премьера - 24 октября 1998 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 20 минут

Любой путешественник со стажем скажет вам, что в дальний путь лучше отправляться, имея в багаже только самое необходимое, не отягощая себя лишними, ненужными вещами. По мнению французского драматурга Жана Ануя странствовать по дорогам памяти также надо налегке...

Единственной "наградой", полученной главным героем пьесы "Пассажир без багажа" на полях Первой Мировой войны, стала амнезия. Восемнадцать лет, проведенные Гастоном (Иван Шабалтас) в психиатрическом санатории, прошли в мечтах об обретении себя. Судьба в лице некоей герцогини Дюпон-Дюфор - дамы из благотворительного общества - дает герою возможность встретиться с родственниками и наконец-то узнать, кто он такой. Однако попав в семью, Гастон с ужасом понимает, что сочиненное им "прошлое" катастрофически не совпадает с тем, которое стремятся навязать ему родные. "Обязательства, оскорбления, угрызения совести! Думал ли я, что это мои воспоминания!" - восклицает он в отчаянии. И тогда герой отказывается от семьи, фактически отрекается от себя, дабы начать писать новую книгу воспоминаний.

Глядючи на сцену театра на Малой Бронной, никак не скажешь, что "Путешествие без багажа" поставил молодой режиссер. Виктория Харченко пересказывает пьесу неторопливо и обстоятельно, словно старенькая учительница литературы. Впрочем, сюжет столь занимателен и непредсказуем, что скучать не придется. Добрых две трети спектакля зрители с интересом гадают - в свою семью попал Гастон или нет, а остальное время - сочувствуют доброму малому, что он оказывается был таким мерзким типом (по аттестации, выданной одним из слуг - "чистая сволочь").

Подобно режиссеру, не мудрствовавшему лукаво над изобретением неожиданных постановочных решений, актеры также не поражают воображения виртуозностью мастерства. Но может оно и к лучшему. Пьеса Ануя прочитана пусть без выражения, зато внятно и четко. Так что даже пофилософствовать тянет.

Люди! Пусть вы не можете подобно герою Ануя в тридцать пять лет перевернуть страницу и начать писать жизнь с чистого листа. (Ну нет у вас амнезии и все тут!). Однако обернуться на свое прошлое и перечеркнуть то плохое, что в нем было, дабы не тащить груз тяжелых воспоминаний в будущее - вам по силам. Так что путешествуйте без багажа! Летайте самолетами Аэрофлота!

В спектакле заняты: Иван Шабалтас, Олег Вавилов, Анна Антоненко-Луконина, Елена Федорова, Лариса Богословская и др.

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.