"Лиса и виноград (Эзоп)" Гильерме Фигейредо, перевод с португальского П. и С. Лиминик, А. Морова
Режиссер-постановщик - Лев Дуров
Художник-постановщик - Борис Мессерер
Премьера - 4 апреля 2000 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность 2 часа 15 минут
Гильерме Фигейредо -
бразильский писатель, отдавший весомую дань театру как драматург и
театральный критик. Большинство его пьес представляют собой обработки
античных сюжетов. По словам известного бразильского литератора Жоржи
Амаду, важнейшей чертой драматургии Фигейредо всегда оставалась
"преданность идеям свободы". Действие "героической комедии" "Лиса и
виноград" ("Эзоп", 1953) также происходит в Древней Греции.
Переведенная на русский язык в 1957 году, эта пьеса много ставилась, в
том числе в ленинградском БДТ, во МХАТе, на телевидении.
Спектакль
Льва Дурова - семейный, однако, не в том смысле, что приходить на него
стоит всей семьей. Просто пять из шести ролей в пьесе распределены
между самим Львом Константиновичем, его дочерью Екатериной, его зятем
Владимиром Ершовым и двумя его бывшими учениками по Школе-Студии МХАТ,
ныне артистами Малой Бронной, Марией Глазковой и Дмитрием Цурским.
Сцена, в центре
которой неутомимо бьет совершенно необязательный для действия
фонтанчик, погрязает в буйстве зелено-фиолетовых красок: виноградные
побеги и плоды нависают со всех возможных сторон. Их режущая глаз
искусственность вполне сопоставима с ненатуральностью страстей и
интонаций героев. Среди обитателей богатого дома в Самосе не примитивен
и чужд фальши лишь один - уродливый раб (уродство символизирует плохо
приклеенный шрам от носа через всю щеку) Эзоп, мудрый философ, не
променявший свободу на спасение жизни.
Эзоп сыплет баснями и
афоризмами: "Боги всегда нас прощают. Для этого мы их и создаем" или
"Чем больше я узнаю людей, тем больше растет моя любовь к животным" или
"Быть свободным - это значит слышать голос свободы". Впрочем, тема
поиска свободы звучит в спектакле почти так же надуманно и
невыразительно, как и любовная линия, о которой и рассказывать-то не
стоит. Зато громко и впечатляюще звучат барабаны. Дело в том, что по
замыслу режиссера раб-эфиоп (Анатолий Павленко) - по совместительству
еще и профессиональный ударник. Под его руководством исполнители
спектакля во время финальных аплодисментов устраивают азартный концерт
(самые живые мгновения театрального вечера). Игра на барабане, как
оказалось, пришлась по душе даже баснописцу Эзопу.