"Лиса и виноград (Эзоп)" Гильерме Фигейредо, перевод с португальского П. и С. Лиминик, А. Морова
Режиссер-постановщик - Лев Дуров
Художник-постановщик - Борис Мессерер
Премьера - 4 апреля 2000 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность 2 часа 15 минут
Гильерме Фигейредо - бразильский писатель, отдавший весомую дань театру как драматург и театральный критик. Большинство его пьес представляют собой обработки античных сюжетов. По словам известного бразильского литератора Жоржи Амаду, важнейшей чертой драматургии Фигейредо всегда оставалась "преданность идеям свободы". Действие "героической комедии" "Лиса и виноград" ("Эзоп", 1953) также происходит в Древней Греции. Переведенная на русский язык в 1957 году, эта пьеса много ставилась, в том числе в ленинградском БДТ, во МХАТе, на телевидении.
Спектакль Льва Дурова - семейный, однако, не в том смысле, что приходить на него стоит всей семьей. Просто пять из шести ролей в пьесе распределены между самим Львом Константиновичем, его дочерью Екатериной, его зятем Владимиром Ершовым и двумя его бывшими учениками по Школе-Студии МХАТ, ныне артистами Малой Бронной, Марией Глазковой и Дмитрием Цурским.
Сцена, в центре которой неутомимо бьет совершенно необязательный для действия фонтанчик, погрязает в буйстве зелено-фиолетовых красок: виноградные побеги и плоды нависают со всех возможных сторон. Их режущая глаз искусственность вполне сопоставима с ненатуральностью страстей и интонаций героев. Среди обитателей богатого дома в Самосе не примитивен и чужд фальши лишь один - уродливый раб (уродство символизирует плохо приклеенный шрам от носа через всю щеку) Эзоп, мудрый философ, не променявший свободу на спасение жизни.
Эзоп сыплет баснями и афоризмами: "Боги всегда нас прощают. Для этого мы их и создаем" или "Чем больше я узнаю людей, тем больше растет моя любовь к животным" или "Быть свободным - это значит слышать голос свободы". Впрочем, тема поиска свободы звучит в спектакле почти так же надуманно и невыразительно, как и любовная линия, о которой и рассказывать-то не стоит. Зато громко и впечатляюще звучат барабаны. Дело в том, что по замыслу режиссера раб-эфиоп (Анатолий Павленко) - по совместительству еще и профессиональный ударник. Под его руководством исполнители спектакля во время финальных аплодисментов устраивают азартный концерт (самые живые мгновения театрального вечера). Игра на барабане, как оказалось, пришлась по душе даже баснописцу Эзопу.