"Доктор Фауст" Кристофер Марло, перевод с английского Е.Бируковой
Постановка и музыка Игоря Древалева
Художник-постановщик - Станислав Морозов
Премьера - 16 мая 2000 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 3 часа
Ровесник Шекспира
Кристофер Марло погиб в возрасте двадцати девяти лет. Он был личностью,
сотканной из противоречий, яркой и отталкивающей одновременно:
безмерная одаренность соседствовала в нем с высокомерием,
беспринципностью и порочностью, отнюдь не приветствовавшимися
современниками. Среди героев марловских пьес - исторических деятелей и
легендарных персонажей - неизменно встречаешь действующее лицо,
бесстыдно жонглирующее лицемерными масками. Это - Зло во всех возможных
его проявлениях, авторский интерес к которому не иссякает.
Легенда об Иоганне
Фаусте, немецком странствующем авантюристе первой половины XVI века,
гласила, что сей ученый-одиночка мог провидеть будущее, читал чужие
мысли, переносил по воздуху людей, излечивал безнадежно больных.
Собственные намеки Фауста якобы свидетельствовали о его тесной связи с
нечистой силой. Обстоятельства фаустовской неестественной смерти
навсегда остались загадкой.
Если доверять
программке, то постановка "Трагической истории доктора Фауста" Игорем
Древалевым (молодой режиссер, ученик Марка Захарова) - первая в России.
Репертуарный шаг театра на Малой Бронной, последнее время
пробавляющегося непритязательными комедиями и мелодрамами (исключение -
Бунин и Стриндберг на Малой сцене), воистину ошеломляющ.
"На
суд ваш Фауста судьбу представим, / И добрую и злую"... В трехчасовом
спектакле смешалось многое: средневековый аскетизм и возрожденческая
разгульная карнавальность; размеренный XVI век и напористость
современных ритмов; завораживающий полет режиссерской фантазии и глухое
сопротивление частично сокращенной пьесы этому полету; встречи живых
людей и аллегорических персонажей (ренессансная трагедия оправлена
Марло в форму моралите, в действие вовлечены Добрый и Злой Ангелы, семь
смертных грехов); сцены увлекательные и эпизоды откровенно скучные;
достойное исполнение и бездарное актерское комикование.
Главный интерес в
этой постановке представляет не столько фигура Фауста (первая
по-настоящему серьезная роль Дмитрия Цурского), сколько Мефистофеля,
ибо это орудие властелина Люцифера, по версии Древалева -
обольстительная женщина (Лариса Богословская). От такого хода спектакль
многое теряет в логике, зато выигрывает в исполнении. Покорное и
коварное, обворожительное и развязное, пластичное и гибкое создание
Ларисы Богословской, воплощение сил зла, неуклонно вовлекает Фауста в
роковой круг, выход из которого единственен - суровое возмездие. То ли
влюбленная в Фауста, то ли сроднившаяся с ним за 24 года совместных
оргий и вершения непотребств, белокурая ведьма, похоже, отчаянно его
ревнует. Зрителю, знакомому с пьесой, нелегко будет подавить в себе
множество рвущихся в связи с такой трактовкой вопросов. Остается
утешаться тем, что марловская драматургия - не самое популярное чтение.
Все же стоит решиться: отправиться на Малую Бронную и увидеть "Доктора Фауста".
К удачам спектакля причислим сценографию Станислава Морозова.