"Доктор Фауст" Кристофер Марло, перевод с английского Е.Бируковой
Постановка и музыка Игоря Древалева
Художник-постановщик - Станислав Морозов
Премьера - 16 мая 2000 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 3 часа
Ровесник Шекспира Кристофер Марло погиб в возрасте двадцати девяти лет. Он был личностью, сотканной из противоречий, яркой и отталкивающей одновременно: безмерная одаренность соседствовала в нем с высокомерием, беспринципностью и порочностью, отнюдь не приветствовавшимися современниками. Среди героев марловских пьес - исторических деятелей и легендарных персонажей - неизменно встречаешь действующее лицо, бесстыдно жонглирующее лицемерными масками. Это - Зло во всех возможных его проявлениях, авторский интерес к которому не иссякает.
Легенда об Иоганне Фаусте, немецком странствующем авантюристе первой половины XVI века, гласила, что сей ученый-одиночка мог провидеть будущее, читал чужие мысли, переносил по воздуху людей, излечивал безнадежно больных. Собственные намеки Фауста якобы свидетельствовали о его тесной связи с нечистой силой. Обстоятельства фаустовской неестественной смерти навсегда остались загадкой.
Если доверять программке, то постановка "Трагической истории доктора Фауста" Игорем Древалевым (молодой режиссер, ученик Марка Захарова) - первая в России. Репертуарный шаг театра на Малой Бронной, последнее время пробавляющегося непритязательными комедиями и мелодрамами (исключение - Бунин и Стриндберг на Малой сцене), воистину ошеломляющ.
"На суд ваш Фауста судьбу представим, / И добрую и злую"... В трехчасовом спектакле смешалось многое: средневековый аскетизм и возрожденческая разгульная карнавальность; размеренный XVI век и напористость современных ритмов; завораживающий полет режиссерской фантазии и глухое сопротивление частично сокращенной пьесы этому полету; встречи живых людей и аллегорических персонажей (ренессансная трагедия оправлена Марло в форму моралите, в действие вовлечены Добрый и Злой Ангелы, семь смертных грехов); сцены увлекательные и эпизоды откровенно скучные; достойное исполнение и бездарное актерское комикование.
Главный интерес в этой постановке представляет не столько фигура Фауста (первая по-настоящему серьезная роль Дмитрия Цурского), сколько Мефистофеля, ибо это орудие властелина Люцифера, по версии Древалева - обольстительная женщина (Лариса Богословская). От такого хода спектакль многое теряет в логике, зато выигрывает в исполнении. Покорное и коварное, обворожительное и развязное, пластичное и гибкое создание Ларисы Богословской, воплощение сил зла, неуклонно вовлекает Фауста в роковой круг, выход из которого единственен - суровое возмездие. То ли влюбленная в Фауста, то ли сроднившаяся с ним за 24 года совместных оргий и вершения непотребств, белокурая ведьма, похоже, отчаянно его ревнует. Зрителю, знакомому с пьесой, нелегко будет подавить в себе множество рвущихся в связи с такой трактовкой вопросов. Остается утешаться тем, что марловская драматургия - не самое популярное чтение.
Все же стоит решиться: отправиться на Малую Бронную и увидеть "Доктора Фауста".
К удачам спектакля причислим сценографию Станислава Морозова.