"Пляска смерти" Август Стриндберг, перевод со шведского А. Афиногеновой
Режиссер-постановщик - Виктор Гульченко
Сценография Игоря Капитанова
Премьера - 24 сентября 1999 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 2 часа 20 минут
"Ад - это другие," -
изрек когда-то Жан-Поль Сартр. "Ад - это мы сами", - следовало бы
провозгласить после знакомства с пьесой Стриндберга "Пляска смерти",
созданной им в 1901 году. Механизм рождения ненависти, его безжалостная
цикличность, способность безвозвратно втягивать человека-жертву в свой
круговорот исследуются драматургом на примере супружеской пары,
подошедшей в своей совместной жизни к определенному рубежу - дате
серебрянной свадьбы.
Капитан
артиллерии Эдгар (артист театра им. Станиславского Михаил Янушкевич),
знаток баллистики и автор нераспроданного учебника по этой науке, и его
жена Алис (Александра Николаева), в угоду мужу пожертвовавшая актерской
карьерой, отбывают добровольное заточение на немноголюдном морском
острове. В давно уже осточертевшем обоим обиталище (угрюмая и тесная
сторожевая башня) странным образом сохраняется некая доля уюта: светлые
подушечки на креслах и диване; подвешенные прямо в комнате летние
дачные качели. Казалось бы, люди обречены на ровное и бессобытийное,
чисто обывательское существование. Не тут-то было! Нет конца бушеванию
нешуточных страстей: любовь и ненависть, привязанность и отвращение,
терпение и предательство ведут борьбу по всем правилам военной
стратегии. Затишья и перемирия сметаются шквальным огнем взаимных
обвинений и угроз. Плохо скрытое презрение сквозит в любой брошенной
через плечо фразе.
Бессмысленность и
немотивированность вражды очевидна обоим. Понимание этого блестяще
отыгрывается Янушкевичем, чей герой с маниакальным упрямством,
занудством и убежденностью во вседозволенности ежесекундно донимает
жену, мгновение спустя, однако, ожидая от нее помощи и поддержки.
Своего апогея разгул низменных страстей достигает с появлением в доме
третьего (своего и чужого одновременно) - родственника Алис по имени
Курт (Владимир Яворский), своим возникновением на пороге ускорившего
процесс нравственного распада двух яростно сражающихся людей, которые
составляют нерасторжимое саморазрушающееся целое.
Кривится и каменеет
лицо Алис, угрожающе поблескивают линзы очков Эдгара, ядовитый смех
сменяется зловещим шепотом и отталкивающими слезами, то искренними, то
лицемерными. В финале герои объединяются, чтобы продекларировав:
"Перечеркнуть и идти дальше!.." - продолжать жить той жизнью, в которой
они мало что вольны изменить.
Спектакль театроведа
В. Гульченко отличают внятность и человечность интонации, не
подчиняющейся истерии авторского сюжета. Актерскую работу Михаила
Янушкевича стоит видеть даже если Стриндберг и его философия вам
бесконечно чужды.