"Петербург" Андрей Белый

One of the great names in contemporary American cinema is that of a bold New York cinematographer.
admin
Above: The Color Wheel

"Петербург" Андрей Белый
Инсценировка и постановка - Сергей Голомазов
Художник - Елена Качелаева
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 3 часа 30 минут

Как же все-таки приятно: приходишь в театр, покупаешь программку и прежде чем ознакомиться со списком действующих лиц и фамилиями исполнителей, изучаешь послание режиссера, объясняющего почтеннейшей публике для чего, почему и о чем поставил он свой опус. Какая трогательная заботливость! Право слово, приятно!

В буклете к спектаклю "Петербург" читаем следующее: "...личные мотивы в романе являлись для нас самыми интересными, делая, на наш взгляд, революционные события 1905 года лишь ширмой, на фоне которой развивалась эта детективно-психологическая история". Чуть вздрагиваешь на слове "детективно-психологическая", но обещание "поразмышлять о природе... и роковой власти страха, словно наваждение преследующего героев, уродующего души людей, их сознание и жизни" немного успокаивает. Просыпается надежда, что создатели спектакля знали что делали, берясь за интерпретацию "странного, очень странного, чрезвычайно странного" романа Белого.

Лучше бы она спала! На сцене разыгрывается банальнейшая мелодрама с элементами детектива, поставленная примитивными тюзовскими средствами. Вместо "пляски смерти" рокового 1905 года - бесстыдная вампука; вместо импрессионистской неопределенности, миражной зыбкости лиц и событий - вызывающая аляповатость шаржа... Чего, позвольте спросить, бояться то? Уж не гигантских ли мышей, являющихся в ночных кошмарах революционеру Дудкину? Так они больше похожи на персонажей детских утренников, нежели на "мозговую псевдогаллюцинацию".

Так может режиссер хотел сделать пародию - думаешь с тайной надеждой. Ну нельзя же всерьез воспринимать гротескно карикатурную Лихутину, раздающую в безумии цветы, подобно Офелии; двух откровенных шутов вместо политических заговорщиков; хороводы, устраиваемые карнавальными масками вокруг Николая Аблеухова. Разум сопротивляется отчаянно. Но в антракте перечитываешь программное заявление Сергея Голомазова и понимаешь, что только на сцене продемонстрировали "пораженный миазмами первобытных страхов" Петербург. Извините, господа, хочется ответить: "нас пугают, а нам не страшно".

В сотый раз ругаешь себя за дурацкую привычку перечитывать произведение, прежде чем идти в театр. Если бы не она, как знать, может и не мучили бы так упрощенный сюжет, уплощенная стилистика, отутюженные шероховатости языка. Право слово, больно и обидно за Андрея Белого, мучительно избегавшего "гладкописи" речи и столь безапелляционно "спрямленного" режиссером. Увы, приходится констатировать, что пересказанный бытовым, обыденным слогом изысканно-эстетский роман Белого, оказался начисто лишен какого бы то ни было смысла.

Кроме детективно-психологического.

В спектакле заняты: Евгений Красницкий, Даниил Страхов, Александр Скворцов и др.

Above: Fake It So Real

Tags

2
Konstantin Magazeyshchikov

PREVIOUS FEATURES

Notebook is a daily, international film publication. Our mission is to guide film lovers searching, lost or adrift in an overwhelming sea of content. We offer text, images, sounds and video as critical maps, passways and illuminations to the worlds of contemporary and classic film. Notebook is a MUBI publication.

Contact

If you're interested in contributing to Notebook send us a sample of your work. For all other enquiries, contact Daniel Kasman.