"Петербург" Андрей Белый
Инсценировка и постановка - Сергей Голомазов
Художник - Елена Качелаева
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 3 часа 30 минут
Как же все-таки приятно: приходишь в театр, покупаешь программку и прежде чем ознакомиться со списком действующих лиц и фамилиями исполнителей, изучаешь послание режиссера, объясняющего почтеннейшей публике для чего, почему и о чем поставил он свой опус. Какая трогательная заботливость! Право слово, приятно!
В буклете к спектаклю "Петербург" читаем следующее: "...личные мотивы в романе являлись для нас самыми интересными, делая, на наш взгляд, революционные события 1905 года лишь ширмой, на фоне которой развивалась эта детективно-психологическая история". Чуть вздрагиваешь на слове "детективно-психологическая", но обещание "поразмышлять о природе... и роковой власти страха, словно наваждение преследующего героев, уродующего души людей, их сознание и жизни" немного успокаивает. Просыпается надежда, что создатели спектакля знали что делали, берясь за интерпретацию "странного, очень странного, чрезвычайно странного" романа Белого.
Лучше бы она спала! На сцене разыгрывается банальнейшая мелодрама с элементами детектива, поставленная примитивными тюзовскими средствами. Вместо "пляски смерти" рокового 1905 года - бесстыдная вампука; вместо импрессионистской неопределенности, миражной зыбкости лиц и событий - вызывающая аляповатость шаржа... Чего, позвольте спросить, бояться то? Уж не гигантских ли мышей, являющихся в ночных кошмарах революционеру Дудкину? Так они больше похожи на персонажей детских утренников, нежели на "мозговую псевдогаллюцинацию".
Так может режиссер хотел сделать пародию - думаешь с тайной надеждой. Ну нельзя же всерьез воспринимать гротескно карикатурную Лихутину, раздающую в безумии цветы, подобно Офелии; двух откровенных шутов вместо политических заговорщиков; хороводы, устраиваемые карнавальными масками вокруг Николая Аблеухова. Разум сопротивляется отчаянно. Но в антракте перечитываешь программное заявление Сергея Голомазова и понимаешь, что только на сцене продемонстрировали "пораженный миазмами первобытных страхов" Петербург. Извините, господа, хочется ответить: "нас пугают, а нам не страшно".
В сотый раз ругаешь себя за дурацкую привычку перечитывать произведение, прежде чем идти в театр. Если бы не она, как знать, может и не мучили бы так упрощенный сюжет, уплощенная стилистика, отутюженные шероховатости языка. Право слово, больно и обидно за Андрея Белого, мучительно избегавшего "гладкописи" речи и столь безапелляционно "спрямленного" режиссером. Увы, приходится констатировать, что пересказанный бытовым, обыденным слогом изысканно-эстетский роман Белого, оказался начисто лишен какого бы то ни было смысла.
Кроме детективно-психологического.
В спектакле заняты: Евгений Красницкий, Даниил Страхов, Александр Скворцов и др.