"Петербург" Андрей Белый
Инсценировка и постановка - Сергей Голомазов
Художник - Елена Качелаева
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность - 3 часа 30 минут
Как же все-таки приятно:
приходишь в театр, покупаешь программку и прежде чем ознакомиться со
списком действующих лиц и фамилиями исполнителей, изучаешь послание
режиссера, объясняющего почтеннейшей публике для чего, почему и о чем
поставил он свой опус. Какая трогательная заботливость! Право слово,
приятно!
В буклете к спектаклю
"Петербург" читаем следующее: "...личные мотивы в романе являлись для
нас самыми интересными, делая, на наш взгляд, революционные события
1905 года лишь ширмой, на фоне которой развивалась эта
детективно-психологическая история". Чуть вздрагиваешь на слове
"детективно-психологическая", но обещание "поразмышлять о природе... и
роковой власти страха, словно наваждение преследующего героев,
уродующего души людей, их сознание и жизни" немного успокаивает.
Просыпается надежда, что создатели спектакля знали что делали, берясь
за интерпретацию "странного, очень странного, чрезвычайно странного"
романа Белого.
Лучше бы она спала! На сцене
разыгрывается банальнейшая мелодрама с элементами детектива,
поставленная примитивными тюзовскими средствами. Вместо "пляски смерти"
рокового 1905 года - бесстыдная вампука; вместо импрессионистской
неопределенности, миражной зыбкости лиц и событий - вызывающая
аляповатость шаржа... Чего, позвольте спросить, бояться то? Уж не
гигантских ли мышей, являющихся в ночных кошмарах революционеру
Дудкину? Так они больше похожи на персонажей детских утренников, нежели
на "мозговую псевдогаллюцинацию".
Так может режиссер хотел
сделать пародию - думаешь с тайной надеждой. Ну нельзя же всерьез
воспринимать гротескно карикатурную Лихутину, раздающую в безумии
цветы, подобно Офелии; двух откровенных шутов вместо политических
заговорщиков; хороводы, устраиваемые карнавальными масками вокруг
Николая Аблеухова. Разум сопротивляется отчаянно. Но в антракте
перечитываешь программное заявление Сергея Голомазова и понимаешь, что
только на сцене продемонстрировали "пораженный миазмами первобытных
страхов" Петербург. Извините, господа, хочется ответить: "нас пугают, а
нам не страшно".
В сотый раз ругаешь себя за
дурацкую привычку перечитывать произведение, прежде чем идти в театр.
Если бы не она, как знать, может и не мучили бы так упрощенный сюжет,
уплощенная стилистика, отутюженные шероховатости языка. Право слово,
больно и обидно за Андрея Белого, мучительно избегавшего "гладкописи"
речи и столь безапелляционно "спрямленного" режиссером. Увы, приходится
констатировать, что пересказанный бытовым, обыденным слогом
изысканно-эстетский роман Белого, оказался начисто лишен какого бы то
ни было смысла.
Кроме детективно-психологического.
В спектакле заняты: Евгений Красницкий, Даниил Страхов, Александр Скворцов и др.