Секрет Пульчинеллы & Bruno Steiner
Bruno Steiner , Игорь Стравинский, 1997
Следующая статья содержит много интересьных деталей по этому поводу:
По честному, то что творят китайцы на сцене в 10 раз более интересно и эстетично, и в 100 раз труднее—и уж точно относится к движению тел. В сравнении с ними Эк и Прельжокаж — дутые величины, жалкие "европейские" буффоны. Единственное, что умеют это заставить балерину-étoile сделать нечто уродливое, например засунуть голову в унитаз (или бидет—с расстояния разглядеть точно было сложно) на сцене Парижской оперы. Новаторы-балетмейстеры...
У китайцев большей частью цирковое шоу, но пара главных героев меня прямо поразила, особенно девушка. Если правда, что она только недавно стала заниматься балетом (скромно заявляя, что никогда не сможет стать настоящей балериной), то либо она невероятно трудолюбива, либо феноменально способна—и я имею ввиду не акробатику, а именно балетные способности. Наверняка одно и другое—феноменально способная и невероятно трудолюбивая. По сравнению с ней гаснет даже то, что умеют Волочкова и Захарова—я конечно имею ввиду на что способны их тела, и исключительное чувство баланса у всех троих.
Такие вещи, что балет душа надо объяснять господам Эку и Прельжокажу—и я вас уверяю, что им этого не объясняли, или не смогли объяснить, когда те учились на танцовщиков. Если действительно верить что то, что творят на сценах ведущих балетных театров мира отражает состояние их души, то душа у них-то какая-то прогнившая, и ее давно черви сожрали.
Хотя в ваших глазах я наверно являюсь лицом «недоросшим» до их «гениальности» (прямо поразительно какие у вас обо мне представления). Возвращаясь в последний раз к нашим "гениям", восторги над этими двумя шарлатанами, скорее ассоцируются мне с провинциальностью — как-бы только не отстать от неумолимого прогресса.
Ваше упоминание о душе, Константин, невольно напомнило мне о высшей точке художественного фильма «Танцующие призраки» когда во время репетиции к «Жизели», педагог хореографического училища поднимается на сцену и потушив свет, прогуливаясь между Жизелей и виллисами, говорит о душе и сущности балетного искусства. Блестящая сцена...
Вы упомянули Уланову. Как же вам за это выразить благодарность, Константин?! Нет в этом малейшей насмешки. Галина Уланова для меня представляет непревзойденный образец исполнительского искусства. Ее дуэт 1953 года в фокинских «Les sylphides» с Преображенским, который открывает DVD-диск «The Glory of Bolshoi», для меня высота высот балетного искусства, а ей ведь тогда уже было за 43 года.
Мне кажется, что ни одна балерина до нее, включая легендарные балерины XIX века не превзошла Уланову, а уж знаю точно, что ни одна балерина после нее. И речь здесь конечно не о технике, которая у нее кстати была безупречной, но никогда напоказ.
До просмотра записей с Улановой, долгие годы эталоном балерины во всех смыслах—природных данных, техники танца, душевных качеств—была дла меня Екатерина Максимова, а в Жизели несравненной была еще Наталья Бессмертнова, балерина, которая была назначена киким-то внутренним трагизмом. И которая умела это передать в танце.
Классический балет до такой высокой степени Искусство, что он облагоражиавет без исключения всех, кто с хорошими намеренями к нему прикасается. Поэтому у всякой балерины, которая действительно старается, обеспечена участь в этой дивной мистерии нежности и возвышающей душу красоты.
Не только я не складываю всё в одну кучу—например Килиана или Форсайта никогда не сложу с Эком—я возражаю против заразительного примера идущего со стороны людей типа Эка. Уродство, как высшая форма аффирмации его эстетики, могло бы себе найти подходящий музыкальный фон, на котором-то фоне могло бы даже претендовать на определенный интерес.
То, что вызывает мою неприязнь, это его лишенные всякой культуры бесцеремонные операции на класссических произведениях искусства, которые выползают из-под его ножа окалеченными и окрававленными Франкенштейнами. Произвол в изобразительных искусствах Запада куда больше и шире, но "гениальный" художник не может в мочу вставить "Распятого Христа" Грюневальдя—оно существует в одном единственном физическом экземпларе. В лучшем случае он может вставить в мочу дешевую репродукцию "Распятия".
Шедевры балетного искусства хуже защищены перед подобным варваризмом, т.е., извините, "гениальным" новым прочтением, ибо живут они не в физическим единственным объекте, только в каждой постановке на балетных сценах мира.
Несоизмеримая с достижениями степень влияния фигур типа Эка, уверяю вас, не является просто результатом их "гениальности". Над выдвижением подобных фигур, трудятся весьма влиятельные группы людей в медиальном мире Западной Европы. А нам выделяется в этой игре только роль папугаев или безкритических поддакивателей.
MUBI is ecstatic to take you on a surreal new adventure with indefatigable globetrotting auteur, Werner Herzog. Filmed guerrilla-style in Japan, Herzog’s unique dramatization of the real phenomenon of renting family members and social stand-ins explores the uncanny essence of human relationships.