Название: Идоменей, царь Критский
Оригинальное название: Idomeneo, Re di Creta
Жанр: Опера в трех актах
Год: 2006
Композитор: Вольфганг Амадей Моцарт (Volfgang Amadeus Mozart)
Либретто: Джамбаттиста Вареско (Giambattista Varesco)
Режиссеры-постановщики: Урсула Херманн, Карл-Эрнст Херманн (Ursel Herrmann, Karl-Ernst Herrmann)
Оркестр: "Камерата Зальцбург" (Camerata Academica Salzbourg)
Дирижер: Сэр Роджер Норрингтон (Sir Roger Norrington)
Хор: Salzburger Bachchor
Хормейстер: Alois Glaßner
Сценография и костюмы: Karl-Ernst Herrmann
Режиссер видеозаписи: Brian Large
Гл. оператор: Thomas Grimm
Выпущено: Германия (ФРГ), Unitel
Язык: Итальянский, сопровождаемый французскими субтитрами
Действующие лица и исполнители: (Idomeneo) Ramón Vargas; (Idamante) Magdalena Kozená; (Ilia) Екатерина Сюрина/Ekaterina Siurina; (Elettra) Anja Harteros; (Arbace) Jeffrey Francis; (Gran Sacerdote) Robin Leggate; (La Voce) Günther Groissböck; (Neptune) Andreas Schlager; (солисты хора) Barbara Fink, Alexandra Bauer, Bernd Lambauer, Andre Schuen
В 2006 году, когда отмечалось 250-летие Моцарта, в Зальцбурге были представлены все его 22 оперы.За свою короткую, но продуктивную жизнь Вольфганг Амадей Моцарт создал 626 произведений: первое – в возрасте 5 лет, последнее – на смертном ложе. Его огромная работоспособность объяснялась не только его прилежанием, но и умением сочинять музыку, занимаясь при этом другими делами, например: играя в любимый бильярд. Моцарт не только написал много произведений, он разработал также свой собственный "вечный" стиль, лишённый отпечатка времени.
Самыми известными музыкальными произведениями Моцарта являются классические и комические оперы. Всего, за два с половиной десятилетия, им было создано 22 таких произведений. 5 из них и в настоящее время пользуются огромной популярностью во всём мире: "Волшебная флейта" последнего года творчества (1791), "Свадьба Фигаро" (1786), "Дон Жуан" (1787), "Так поступают все женщины" (1790), последние три по либретто Лоренцо да Понте, и овеянная восточным очарованием комическая опера "Похищение из Сераля" (1782). Даже не так часто исполняемые оперы Моцарта "Идоменей, царь Критский" (1781) и "Милосердие Тито" (1791) известны не только знатокам музыки, как, впрочем, и первый шедевр, написанный Моцартом в 12 лет, - комическая опера "Бастьен и Бастьенна".
Рецензию на данный спектакль Ирины Муравьевой под названием "Дом для Моцарта" Исполнением "Идоменео" завершилась программа "Моцарт-22", опубликованную в "Российской газете" - Федеральный выпуск №4160 от 1 сентября 2006,
можно почитать здесь: http://www.rg.ru/2006/09/01/mocart.html
О произведении«Идоменей, царь Критский, или Илия и Идамант» (итал. Idomeneo, re di Creta ossia Ilia e Idamante, KV 366) — опера (по определению автора, «музыкальная драма», итал. dramma per musica) в трёх актах В. А. Моцарта на либретто Джамбаттисты Вареско. Это первая «взрослая» опера композитора, демонстрирующая его мастерство в оркестровке, речитативе и блещущая богатством мелодических линий.
Опера сочинялась по заказу баварского и пфальцского курфюрста Карла Теодора, ради чего 24-летний Моцарт впервые на несколько месяцев покинул Зальцбург без сопровождения своего отца, Леопольда Моцарта. Между отцом и сыном происходила постоянная переписка (Моцарт-младший писал почти каждые два дня), в результате чего почти весь процесс работы оказался документально зафиксирован.
Премьера состоялась 29 января 1781 г. во время придворного карнавала в мюнхенской резиденции баварского курфюрста с участием Антона Рааффа (Идоменей), Доротеи Вендлинг (Илия), Винченцо даль Прато (Идамант), Элизабет Августы Вендлинг (Электра), Доменико де Панцакки (Арбас) и Джованни Валези (Верховный жрец Нептуна).
Мюнхенская постановка оказалась единственной при жизни Моцарта. Его попытки поставить оперу в Вене провалились, единственное концертное исполнение состоялось 13 марта 1786 г. в венском дворце Ауэршперг и потребовало множества вынужденных изменений (венская редакция). Первая постановка в Вене состоялась лишь в 1806 г.
В 20-х годах XIX века опера исполнялась в Санкт-Петербурге силами немецкой труппы, но успеха не имела.
В сентябре 2006 г. в берлинском театре Немецкая опера (Deutsche Oper) были отменены спектакли в постановке 2003 г. Ханса Нойенфельса (Hans Neuenfels) из опасений оскорбить религиозные чувства зрителей (в одной из сцен выставлялись отрубленные головы лидеров мировых религий).
Действующие лица
Идоменей, царь Крита — тенор
Идамант, его сын — сопрано (в венской редакции, тенор)
Электра, дочь царя Агамемнона — сопрано
Илия, дочь троянского царя Приама — сопрано
Арбас, друг Идоменея — тенор
Верховный жрец Нептуна — тенор
Голос оракула Нептуна — бас
Две критских женщины — сопрано и меццо-сопрано
Два троянца — тенор и бас
Либретто Джамбаттисты Вареско (придворного капеллана в Зальцбурге) было заимствовано из трагедии Антуана Данше (послужившей также источником для оперы Андре Кампра) и основано на преданиях мифологической Эллады. Так, заглавный герой оперы критский царь Идоменей упоминается в «Илиаде». Мотивы рокового обета божеству и жертвоприношения отцом своего ребенка встречается у многих народов, а в том числе в ветхозаветной Книге Судей, 11:30-40 (Иеффай и его дочь).
Работа над либретто проходила под непосредственным контролем Моцарта, он вынуждал либреттиста переписывать многие сцены, желая стремительности действия и психологической правды сюжетных поворотов. В последний момент Моцарт выбрасывает из оперы уже готовые две арии и дуэт, посчитав, что они растягивают действие. Он ссорится с певцами, требующими кантиленных арий, когда драматизм сюжета требует совсем другого.
В либретто аббата Вареско сюжет также обретает счастливый финал в образе «Бога из машины».
СинопсисДействие происходит на острове Крит после окончания Троянской войны.
Акт 1Плененная троянская принцесса оплакивает убитого отца и пропавших братьев. Но не ненависть, а любовь к сыну критского царя Идаманту владеет ее сердцем. Идамант тоже любит Илию, и ради нее хочет вернуть свободу пленным троянцам. Электра, нареченная невеста Идаманта, предается порывам ревности. Между тем, Арбас приносит известие, что критский царь Идоменей, возвращавшийся от стен Трои на родину, погиб в море.
Чтобы спасти свою жизнь и жизни своих сподвижников, Идоменей поклялся Нептуну принести ему в жертву первого, кого встретит на родном берегу. Первым спешит приветствовать отца Идамант.
Акт 2Идоменей советуется с Арбасом, как спасти сына. Они отсылают Идаманта вместе с Электрой в ее родной Аргос. Идоменей дарует волю троянским пленникам, но Илия просит остаться на Крите. Идоменей догадывается о взаимной любви Илии и Идаманта. Электра счастлива: Идамант будет принадлежать ей.
Как только Идамант и Электра садятся в корабль, разгневанный Нептун посылает на Крит морское чудовище. Народ в страхе разбегается.
Акт 3Несмотря на гнев Нептуна, Идоменей настаивает на отъезде Идаманта, но Идамант решает вступить в бой с чудовищем и побеждает его. Верховный жрец Нептуна предупреждает царя о бедствиях, которые постигнут его народ за неисполнение клятвы. Идоменей готов принести сына в жертву. Илия желает отдать за Идаманта свою жизнь. Нептун тронут ее любовью и через оракула повелевает Идоменею оставить престол и передать его Идаманту после его брака с Илией. Народ поет хвалу богам, лишь Электра не участвует в ликовании: преследуемая фуриями ревности, она пронзает себе грудь кинжалом.
Музыкальные номераУвертюраАкт 1N. 1 Речитатив Quando avran fine omai и Ария Padre, germani, addio! (Илия)
N. 2 Ария Non ho colpa (Идамант)
N. 3 Хор Godiam la pace
N. 4 Речитатив Estino è Idomeneo? и Ария Tutte nel cor vi sento (Электра)
N. 5 Хор Pietà! Numi, pietà
N. 6 Речитатив Ecco ci salvi al fin и Ария Vedrommi intorno (Идоменей)
N. 7 Ария Il padre adorato (Идамант)
N. 8 Марш
N. 9 Хор Nettuno s’onori
Акт 2N. 10 Ария Se il tuo duol (Арбас)
N. 11 Ария Se il padre perdei (Илия)
N. 12 Речитатив Qual mi contruba i sensi и Ария Fuor del mar (Идоменей)
N. 13 Речитатив Chi mai del mio provo и Ария Idol mio, se ritroso (Электра)
N. 14 Марш и речитатив Odo da lunge (Электра)
N. 15 Хор Placido è il mar
N. 16 Терцет Prei di partir, oh Dio! (Идамант, Электра, Идоменей)
N. 17 Хор Qual nuovo terrore!
N. 18 Хор Corriamo, fuggiamo
Акт 3N. 19 Ария Zeffiretti lusinghieri (Илия)
N. 20 Речитатив Odo? o sol quel, che brama и Дуэт S’io non moro a questi accenti (Идамант, Илия)
N. 21 Квартет Andro ramingo e solo (Идоменей, Илия, Идамант, Электра)
N. 22 Ария Se colà ne' fati è scritto (Арбас)
N. 23 Речитатив Volgi intorno lo sguardo (Верховный жрец Нептуна)
N. 24 Хор Oh voto tremendo!
N. 25 Марш
N. 26 Каватина с хором Accogli, oh re del mar (Верховный жрец Нептуна, Идоменей)
N. 27 Речитатив Padre, mio caro padre! и Ария No, la morte io non pavento (Идамант)
N. 28 Сцена Ha vinto amore (Голос оракула Нептуна)
N. 29 Ария D’Oreste, d’Ajace (Электра)
N. 30 Последняя сцена Popoli! a voi
N. 31 Ария Torna la pace al core (Идоменей)
N. 32 Хор Scenda Amor, scenda Imeneo
KV 367 — балетная музыка для оркестра к опере «Идоменей»
ФайлКачество: SATRip
Формат: AVI
Видео: DivX 5 720x400 25.00fps
Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 127Kbps
Продолжительность: 02:45:55
Размер: 1350 MB