Название: Мирей
Оригинальное название: Mireille
Жанр: Балет
Запись спектакля: 12 января 2007
Премьера: 2004
Композитор: Шарль Гуно (Charles Gounod) и Raoul Lay с музыкальным продолжением оперы
Хореограф: Жан-Шарль Жиль (Jean-Charles Gil)
Художник-постановщик: Jerome Kaplan
Режиссер видеозаписи: Karl More
Балетная труппаBallet D'Europe
Выпущено: Франция
Перевод: Не требуется
Действующие лица и исполнители:
Mireille - Mathide de Wiele
Vincent- Fabrice Gallarague
Taven- Christophe Romero
Ourrias- Nathanael Marie
Ramon- Michel Bejar
По случаю столетия присуждения Фредерику Мистраль (Frederic Mistral) в 1904 году Нобелевской премии, хореограф Жан-Шарль Жиль (Jean-Charles Gil) и труппа le Ballet d'Europe пожелала почтить память поэта новой редакцией оперы «Мирейль» Шарля Гуно, переложив ее на хореографические подмостки. Вдохновением послужила поэма «Мирей» Фредерика Мистраля.
У произведения Шарля Гуно появилось музыкальное продолжение, но уже в виде балета.
О поэте
Предлагая вашему вниманию данный релиз, я испытываю удовлетворение вспоминая о поэте, оставившем след в литературном наследии человечества.
Фредерик Мистраль (фр. Frédéric Mistral, провансальский поэт и лексикограф, родился 8 сентября 1830, в деревне Майян — умер 25 марта 1914 там же).
Он был единственным сыном Франсуа Мистраля, зажиточного землевладельца, и его второй жены, урожденной Делед Пулине. В семье говорили на провансальском языке, который существенно отличается от французского литературного языка. Он ходил в местную школу, но так часто прогуливал, что родители отправили его в пансион в Авиньоне. Несмотря на насмешки соучеников, Фредерик Мистраль упорно говорил на своем родном языке и даже перевел на провансальский первую эклогу Вергилия. Энтузиастом провансальского языка был и его учитель Жозеф Руманиль, писавший стихи на провансальском и мечтавший возродить этот язык.
Вернувшись в 1847 г. в Мейан, Фредерик Мистраль пишет провансальскую поэму в четырех песнях, и, сознавая его несомненные способности, отец посылает юношу в Эксан-Прованс изучать право. Получив в 1851 г. диплом, Фредерик Мистраль целиком посвящает себя литературе и в следующем году издает свою первую поэму. В 1854 г. Он, Руманиль и еще несколько литераторов объединяются для возрождения великих традиций провансальской литературы, расцвет которой приходился на XII...XIII вв. Называя себя «felibres» («фелибрами»), т.е. провансальскими поэтами, они издавали ежегодный журнал «Альманах Прованса» («Armana Prouvencau»), в котором печатались программные статьи и тираж которого со временем достиг 10 тыс.
Пасторальная эпическая поэма «Мирей» (Mireio, 1859) стала первым крупным вкладом Фредерика Мистраля в провансальское литературное движение (Фелибриж). В 748 написанных семистишиями строфах поэт рассказывает историю молодой женщины, которая не смогла добиться согласия родителей на брак с любимым человеком, убежала из дома и нашла приют в церкви Трех Марий на острове Ля-Камарг в дельте Роны. Она умирает от солнечного удара, перед смертью ей являются три Марии. В эту поэму автор ввел также красочные сцены своей юности, проведенной на семейной ферме, картины повседневной жизни провансальской деревни.
Адольф Дюма, провансальский писатель, живший в Париже, уговорил Фредерика Мистраля преподнести экземпляр «Мирей» французскому поэту Альфонсу де Ламартину, который, высоко оценив поэму, воскликнул: «Родился великий поэт!» Такого же мнения придерживались и другие известные писатели и критики, в том числе и Стефан Малларме, который назвал Фредерика Мистраля «одним из бриллиантов Млечного Пути». В 1864 г. в Париже состоялась премьера оперы Шарля Гуно «Мирейль», в основу которой легла поэма.
Проведя два месяца в Париже, Фредерик Мистраль возвращается в Прованс и заканчивает «Календо» («Calendau»), поэму, которую он начал до «Мирей», но которая появилась лишь в 1867 г. В 1875 г. выходит сборник лирических стихов М. «Золотые острова» («Lis Isclo д'Or»), а в 1876 г. поэт женится на Мари Ривьер, молодой женщине из Дижона.
Большую же часть времени Фредерик Мистраль уделяет фелибрам: председательствует на собраниях, ведет переписку, пишет предисловия к книгам на провансальском языке, а также работает над провансальской орфографией и грамматикой. Его провансальско-французский словарь «Сокровище Фелибрижа» («Lou Tresor dou Felibrige») выходил с 1880 по 1886 г. «Сокровище Фелибрижа» – это не только словарь, а своего рода энциклопедия, вобравшая в себя все богатство диалектов, фольклора, традиций и верований.
В 1884 г. вышла в свет поэма Фредерика Мистраля «Нерто» («Nerto») о последних днях папского правления в Авиньоне, а 6 лет спустя поэт закончил свою единственную драму «Королева Жано» («La Reino Jano»). Последняя эпическая поэма Фредерика Мистраля – «Поэма о Роне» («Lou Pouemo dou Rose», 1897) – воспевает реку Рону и города, расположенные на ее берегах.
В 1904 г., в год 50-летней годовщины движения фелибров, Фредерик Мистраль получил Нобелевскую премию по литературе (которую он разделил с Хосе Эчегараем) «за свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво отражающих дух народа». В своей речи член Шведской академии С.Д. Вирсен напомнил собравшимся, что главным критерием для этой награды сам Альфред Нобель считал «идеализм», качество, «в котором никак нельзя отказать человеку, посвятившему всю свою жизнь идеалу возрождения национального духа, родного языка и литературы». По болезни Фредерик Мистраль не смог приехать в Стокгольм и даже не написал традиционной лекции.
Двумя последними произведениями Фредерика Мистраля стали «Мемуары Мистраля» («Moun espelido», 1906), воспоминания о его юности, и «Сбор олив» («Les Olivadou», 1912), сборник коротких лирических стихотворений на темы провансальского фольклора. На собственные средства Фредерик Мистраль основал Музей Арлатен, музей провансальской народной культуры, для которого он собирал образцы цветов, камней, археологические экспонаты.
Изучая надпись на церковном колоколе в Мейане, Фредерик Мистраль простудился, заболел бронхитом и умер 25 марта 1914 г. в возрасте 83 лет.
Поставив Фредерика Мистраля в ряд с такими писателями, как Роберт Берне и Вальтер Скотт, английский романист и поэт Ричард Олдингтон отметил, что «Фредерик Мистраль представляет современный Прованс с такой силой, полнотой и яркостью, что трудно найти ему равных». Французский историк и писатель Андре Шамсон отмечал, что больше всего во Франции Фредерика Мистраля критикуют за то, что его творчество является «последним побегом вышедшего из моды искусства». В этой связи Шамсон подчеркивал, что «если Фредерик Мистраль и не стремился выразить то, что представляет всеобщий интерес», его провансальская. тематика поучительна. «Читая провансальские стихи Фредерика Мистраля, – писал Шамсон, – мы убеждаемся, что цивилизации хоть и смертны, но никогда не исчезают».
После ряда небольших пьес на окситанском (провансальском) языке он написал знаменитую сельскую поэму «Miréio» («Мирей», 1859, с французским переводом), встреченную очень благоприятно и получившую премию Французской академии. Сюжет поэмы он переработал потом в оперное либретто, к которому Шарль Гуно написал музыку («Mireille»).
Мистраль был один из главных организаторов движения фелибров и сотрудников «Revue félibrienne», органа, отстаивающего литературную самобытность Прованса. Орфография и другие особенности языка «Мирей» были «по праву шедевра» положены в основу литературной нормы окситанского языка, вырабатывавшейся фелибрами (несмотря на расхождение с классическими нормами). Ему принадлежат также: поэма «Calendeau, pou é mo nouveau» (1867), сборник стихов «Lis isclo d’or» (1875), толковый словарь — богатое собрание материала по окситанскому языку «Lou Tresor dou félibrige» («Сокровищница фелибрижа», 1879—1886), повесть в стихах «Nerto» (1884), трагедия «Reino Jano» (1890), поэма «Pouèmo dóu Rose» (1897), книга стихотворений «Oulivado» (1912) и др.
Мистраль был удостоен Нобелевской премии по литературе (1904) «за свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво отражающих дух народа».
О хореографе
Жан-Шарль Жиль (Jean-Charles Gil), известный хореограф испанского происхождения, родился в 1959 году.
Балетом начал заниматься в Лозанне.
В 17 лет поступил в Ballet National de Marseille (Марсель) к Roland Petit. Двумя годами позже становится главным солистом этой труппы. Триумф в Les Amours de Franz (1981).
Его приглашают лучшие мировые театры и балетные коллективы. В 1983 году в США назван "Лучшим танцором года".
В 1984 больной Михаил Барышников просит заменить его в "Жизеле" в Metropolitan Opera, Рудольф Нуриев приглашает "звезду" в l’Opéra de Paris в своей балет "Ромео и Джульетта". Морис Бежар приглашает его в свою "Жар-Птицу" (в рамках Программы празднования 200-летия Французской революции). Потом ставит для него в 1989 году "Elegie pour Elle, L…Aile".
Примерно с 1999 его основным проектом становится балетная труппа "Ballet D'Europe" в Марселе.
Все поставленные здесь балеты (Petrouchka – 2003, Mireille – 2004, Schubert in Love – 2004/2006, One More Time – 2005) пользуются заслуженным успехом во всем мире.
Официальный сайт BALLET D’EUROPE - JEAN-CHARLES GIL здесь: http://www.balletdeurope.org/fr/presentation/
О композиторе
Шарль Франсуа Гуно (фр. Charles François Gounod; 17 июня 1818 — 18 октября 1893) — французский композитор.
Родился в Париже в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки Виктории. В одиннадцать лет мальчика отдали в лицей. За время обучения Шарль солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки. Желание сочинять усилилось особенно после посещений оперного театра. Под впечатлением оперы Моцарта «Дон Жуан» формировались музыкальные взгляды молодого музыканта.
В 1838 году Гуно поступает в Парижскую консерваторию. Здесь он учился у Фроманталя Галеви и Фердинандо Паэра. И хотя развитие яркого дарования Гуно сковывал академизм, царивший в ту пору в стенах консерватории, некоторые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критиков. Достойны внимания скерцо из симфонии, трёхголосный «Agnus Dei».
В 1839 году Гуно получил Римскую премию за кантату «Фернан», давшую возможность провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины.
По возвращении в Париж, в 1843—1848 годах Гуно работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения. В его мировоззрении усилились религиозно-клерикальные умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере и посещать проповеди членов доминиканского ордена. В 1847—1848 годах Гуно посещает курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис. Одно время живёт в кармелитском монастыре и носит сутану аббата. И все же в результате сложной внутренней борьбы он отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству. Он обращается к опере, так как считает, что только театр даёт возможность композитору каждодневно общаться с публикой. Премьера его первой оперы — «Сафо» — состоялась в 1851 году. Затем последовала опера «Окровавленная монахиня», поставленная в 1854 году. Оба произведения, поставленные в «Гранд Опера», отличаются неровностью, мелодраматизмом, даже вычурностью стиля. Они не имели успеха.
В 1852 году Гуно стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией, членами которой были главным образом рабочие Парижа и жители предместий.
Нервно реагируя на окружающую жизнь, Гуно легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. В 1857 году Гуно был на грани серьёзного душевного заболевания, но в 1860-х годах много, продуктивно работал.
В 1858 году состоялась премьера «Лекаря поневоле» (по Мольеру). Показанная в «Лирическом театре», опера была принята теплее предыдущих. Комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились в следующем произведении. Это был «Фауст», поставленный на сцене того же театра в 1859 году. Не сразу зрители полюбили оперу, осознали её новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в «Гранд Опера», причём первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошёл пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.
В начале 1860-х годов Гуно сочинил две комические оперы — «Филемон и Бавкида» и «Голубка», а также «Царицу Савскую».
Последнее значительное художественное достижение Гуно — опера «Ромео и Джульетта». Премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом — в течение двух лет состоялось девяносто спектаклей.
Написав ряд неудачных опер (в том числе «Полиевкт», 1878 год), он отошел от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений — две оратории: «Искупление» (1881), «Смерть и жизнь» (1884). В зто время Гуно занимается литературно-критической деятельностью.
Последние годы жизни Гуно провёл в Сен-Клу под Парижем, занимаясь с молодым композитором А. Бюссе.
Он умер 18 октября 1893 года.
Ноты произведений композитора: http://imslp.org/index.php?title=Category:Gounod%2C+Charles&from=G
Качество: SATRip
Формат: AVI
Видео: DivX 5 720x400 25.00fps
Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128Kbps
Продолжительность: 00:54:03