Каролин Карлсон — танцовщица, хореограф.
Каролин Карлсон родилась в 1943 году в Калифорнии в семье выходцев из Финляндии. Училась танцу в университете штата Юта и в балетной школе Сан-Франциско, где в 1965 году познакомилась с Элвином Николаи — в его труппе она проработала семь лет. В 1968 Карлсон получила приз как лучшая танцовщица на Парижском международном фестивале танца.
Затем она приняла участие в ряде спектаклей компании Джона Дэвиса в Нью-Йорке, а потом Анна Беранже пригласила ее как балерину и хореографа в свой театр в Париже. Карлсон поступила туда в 1971 г. и поставила свой первый спектакль, «Ритуал для мертвой мечты» ("Rituel pour un rêve mort”), показанный в 1972 во дворе Папского дворца в Авиньоне.
С этого времени Карлсон жила в Париже. Тогда она осуществила такие важные постановки, как «Шесть плюс» (на музыку Жана-Люка Феррари), «Опьяняйтесь» ("Enivrez-vous”) и «Воздействие» ("Verfangen”) (на музыку Пьера Анри). Встреча с Рольфом Либерманом в 1974 году стала поворотным пунктом в ее карьере: сначала она станцевала в Гамбурге соло под названием «Klydex 1» (хореография Альвина Николаи), продюсером которого выступил Рольф Либерман, потом была приглашена в Парижскую оперу как «хореограф-этуаль», а в 1975 Либерман предложил ей пост руководителя Группы театральных исследований (GRTOP). Между 1974 и 1980 гг. Карлсон поставила более 25 спектаклей, включая такие знаменитые постановки, как «Плотность 21,5» («Density 21,5», на музыку Эдгара Вареза), «Архитектор», «Этот, тот и другой», "Slow, heavy and blue”.
С 1974 года и по сей день она знакомит танцовщиков со своей техникой импровизации и композиции на мастер-классах в Парижской опере. Среди тех, кто их посещал в разные годы — Ларрио Эксон, Каролин Маркаде, Доминик Мерси, Доминик Пети, Квентин Руийе, Анна-Мария Рейно.
В 1980 году началась работа Карлсон в Венеции. Итало Гомес пригласил ее, чтобы создать танцевальную труппу театра «Ла Фениче», основанную на экспериментальной модели, разработанной GRTOP. Между 1981 и 1985 театр предоставил Карлсон возможность создать ряд хореографических постановок, которые были менее абстрактными, чем предыдущие ее работы. Срeди них — «Одиннадцать волн» ("Undici onde”, на музыку Жана Шварца и Рене Обри), «Подлесок» ("Underwood”, на музыку Рене Обри), «Голубая дама» ("
Blue Lady”).
В 1985 году Каролин Карлсон вернулась в Париж, начала работать в Théâtre de la Ville и была удостоена титула Кавалера Ордена Искусств и Литературы Министерства культуры Франции. Среди спектаклей, поставленных ею в это время в Париже и представленных как во Франции, так и по всему миру — «Темно» ("Dark”), «Тихие воды» ("Still Waters”) и др.
В 1991-1992 гг. Карлсон жила в Финляндии, где поставила спектакли «Земля» ("Maa”), «Сентябрь» ("Syyskuu”), «Кто унес август» ("Kuka Vei Elokuun”), а в 1994-1995 работала для театра «Куллберг балет» в Стокгольме.
Среди спектаклей этого периода появляются многочисленные соло. Некоторые она создавала для себя (как, например, «Голубую даму» в 1984, показанную более чем в 40 странах, «Видимый отсюда» ("Vu d’ici”) в 1995, «Письмо на воде» ("Writings on Water”) в 2002, некоторые предназначала другим танцовщикам — таким, как Нина Хиверинен, Талия Паз, Мари-Клод Петрагалла, Теро Сааринен.
Наряду с постановками она занималась показами-импровизациями, которые проводила вместе с теми танцовщиками, которых ценила особенно высоко (это были, например, Ларрио Эксон, Йорма Уотинен, Малу Айраудо) и музыкантами, чей образ мысли был ей близок (среди них — Мишель Порталь, Джон Серман, Рене Обри, Йоахим Кун, Трилок Гурту). Она также продолжала ставить репертуарные спектакли для балета Парижской оперы («
Знаки»), Оперы Бордо («Водородный музыкальный автомат» ("Hydrogen Jukebox”)) и других театров.
Когда Каролин Карлсон была назначена директором танцевальной программы Венецианской биеннале (1999-2002 гг.), то в этот период она также осуществила ряд постановок — «Парабола» (1999), «Несущие свет» ("Light Bringers”) (2000), «Й. Бойс. Песня» (2001), «Письмо на воде» ("Writings on water”) (2002). Кроме того, она открыла Академию современного танца в Венеции и начала проводить свой собственный фестиваль.
В 1999 году в Картушери при поддержке администрации Парижа начала работу мастерская Каролин Карлсон — «Ателье де Пари». «Ателье» занимается продюсированием и продвижением постановок Каролин Карлсон, предоставляет базу для создания спектаклей другим хореографам а также организует классы известных мастеров, таких как Дженнифер Мюллер, Триша Браун, Сюзанна Линке, Билл Джонс, Вим Вандекейбус, Мишель-Анн де Мей, Мари Шуинар и др. «Ателье де Пари», кроме того, проводит фестиваль "June Events”.
В ряду многочисленных наград Каролин Карлсон, помимо уже упомянутых — премия «За достижения в музыкальном искусстве» за спектакль «Знаки», титул Кавалера Ордена Почетного Легиона, премия «Бенуа де ла данс» (1998; в 2002 году она входила в состав жюри «Бенуа»), медаль города Парижа (2002).
Каролин Карлсон также пишет стихи и рисует — ее книга «Соло» вышла в свет в 2003 г.