MUBI is ecstatic to take you on a surreal new adventure with indefatigable globetrotting auteur, Werner Herzog. Filmed guerrilla-style in Japan, Herzog’s unique dramatization of the real phenomenon of renting family members and social stand-ins explores the uncanny essence of human relationships.
Описание: Балет «Мартин Лютер» - первое обращение русского классического балета к теме истории религии. Величайшая духовная драма Реформации, изменившая облик Европы, показана художественными средствами пластики и танца. Постановщиком спектакля является московский балетмейстер Дмитрий Бугаев, либретто написал лютеранский пастор Константин Андреев. Благодаря этому специалисты отмечают историческую точность в подаче событий из жизни доктора Мартина Лютера.
История создания балета «Мартин Лютер» началась с обращения известного московского балетмейстера, в прошлом солиста Большого театра, а ныне руководителя собственной балетной труппы, Дмитрия Бугаева. Как рассказал пастор Константин Андреев, несколько месяцев назад Д.Бугаев стал членом лютеранской церкви, а также волонтером российской организации «Служение Лютеранского Часа». По свидетельству пастора, обращение носило «серьезный, драматический характер». Из стремления использовать талант Дмитрия для христианского служения возникла идея постановки балета «Мартин Лютер». За либретто взялся сам духовный наставник балетмейстера, уже имевший к тому времени опыт писателя и драматурга. Как говорится в пресс-релизе, «благодаря этому зрители не только насладятся хореографическим мастерством, но могут быть уверены в исторической достоверности постановки».
«Обращения к теме Церкви средствами балетного искусства мировая практика не знает, - рассказывал К.Андреев. – Меня критиковали мои коллеги, говорили о несовместимости балета и Церкви, о возможном эффекте провокации, эпатажа. Однако мы рассматривали эту работу как христианское послание к людям».
Как отметили создатели балета, выбор главного героя не случаен – не только потому, что он является основателем их конфессии и личностью, значимой для всех протестантов («протестантским святым»), но и потому, что фигура великого реформатора Мартина Лютера «как никогда созвучна процессам, происходящим в России: это социальные и политические катаклизмы, ниспровержение идолов, мучительные поиски Бога». Но в центре балетного спектакля – не просто биография Лютера, предупреждает К.Андреев, а проекция личности «каждого человека, стоящего перед выбором между светом и тьмой». В балете много драматических сцен, которые раскрывают зрителю душу обычного человека, «ставшего великим благодаря своей твердой вере». Видимо, этот миссионерский посыл создателей балета был расценен как «прорыв в евангелизации доселе неохваченной российской аудитории» -- об этом говорится в послании епископа Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), члена Общественной палаты РФ Сергея Ряховского создателям балета.
Дмитрий Бугаев рассказал, что его «сильно захватила» история Лютера, который «не побоялся бросить в то время вызов Церкви и боролся с невежеством». Балетмейстер стал изучать биографию Лютера, читать христианскую литературу. Попытка рассказать о личности религиозного реформатора средствами классического русского балета – «своего рода ответ на спекуляции типа «Кода да Винчи», говорит балетмейстер о еще одной стороне своего детища.
Д. Бугаев представил прессе артистов – исполнителей главных ролей: это Сергей Чумаков (Лютер), заслуженный артист России Антон Домашев (ангел тьмы) и Екатерина Шаляпина (ангел света). В постановке принимают участие также многие известные артисты балета, лауреаты международных конкурсов. Оригинальную музыкальную компиляцию для балета из произведений Баха, Бетховена, Малера и Шостаковича составил московский композитор Якоб Курочкин. Декорации выполнены в мастерских Большого театра.
Несмотря на то, что постановка была сделана в необычайно короткие сроки – 4-5- месяцев, все артисты свидетельствовали, что спектакль стал важной вехой в их духовном развитии. Как рассказал Д.Бугаев, в процессе работы артисты активно читали Библию, «задавали себе и мне сложные вопросы о христианстве». В результате работа над балетом стала и миссионерской работой. По выражению Антона Домашева, сыгравшего роль дьявола, «мы это делали, чтобы славить Христа. Этот спектакль приподнял мою душу». На вопрос о том, как А.Домашев справлялся со своей ролью, артист ответил: «Я христианин. Работая много лет в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, я исполнял роли многих антигероев, но такое предложение получил впервые. Я вопрошал Бога, ждал от Него знака, был готов к тому, что Он остановит меня. Но этого не произошло. Я понял: насколько более мерзкой я сделаю роль дьявола -- настолько масштабнее будет звучать фигура Мартина Лютера, его способность сопротивляться силам зла, значение его выбора».
Европейская премьера балета «Мартин Лютер» состоялась 27 марта в Хельсинки, где артистам устроили овацию. Далее труппа побывала в странах Балтии. После московских гастролей театр Дмитрия Бугаева отправится в Киев и другие города Украины; большой интерес спектакль вызывает в традиционно протестантских европейских странах, откуда труппа уже получила приглашения. Создатели спектакля подчеркивают, что их постановка обращена «ко всем людям: в первую очередь верующим всех христианских конфессий, а также ко всем, кому интересен этот опыт соединения Церкви и балета». Д.Бугаев отметил, что на балет можно смело привести детей – «там нет никаких пошлых, развязных сцен, которых, к сожалению, так много сейчас на балетной сцене».