Название: Риголетто
Оригинальное название: Rigoletto
Год: 1982
Жанр: Фильм-опера, драма
Композитор: Джузеппе Верди
Режиссер фильма: Jean-Pierre
Ponnelle
Сценарий: Виктор Гюго / Victor Hugo /, Франческо Мария Пиаве /Francesco Maria Piave/
В ролях: Ingvar Wixell, Edita Gruberova, Лучано Паваротти /
Luciano Pavarotti/, Феpруччо Фурланетто /Ferruccio Furlanetto/, Виктория Вергара /Victoria Vergara/, Fedora Barbieri, Bernd Weikl, Roland Bracht, Louis Otey, Реми Корацца /Remy Corazza/, Kathleen Kuhlmann
Выпущено: Германия (ФРГ), UNITEL
Язык: Итальянский, вшитые субтитры на румынском, в пакете подключаемые - русские. Для комфортного просмотра рекомендую изменить цвет субтитров.
Лучано Паваротти (итал. Luciano Pavarotti; 12 октября 1935, Модена — 6 сентября 2007, Модена) — знаменитый итальянский певец (тенор) и один из наиболее известных исполнителей современности в мире оперы и в области других музыкальных жанров. Известный своими транслируемыми по телевидению концертами, появлениями в прессе и как один из «Трёх теноров», Паваротти был также отмечен наградами за благотворительную работу по сбору денежных средств для беженцев и Красного Креста.
Паваротти начал свою карьеру не очень значительными выступлениями, выступая в оперных театрах по всей Европе. Ситуация изменилась, когда Джоан Сазерленд пригласила его для совместных выступлений в мировом турне. К 1977 году Паваротти стал известным по всему миру, прославленный своей силой и легкостью верхнего регистра. Его «верхнее до» стало визитной карточкой в течение всей карьеры.
Лучано Паваротти вошел в поп-культуру после исполнения Nessun Dorma на церемонии открытия мирового кубка FIFA в 1990 году в Италии. Первый из концертов известных «Трёх теноров» прошёл накануне последнего матча турнира. В концерте Паваротти спел со своими друзьями-тенорами Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом. В течение этих концертов Паваротти обратил произведения, ранее ограниченные оперным театром, к гораздо более широкой аудитории. В дальнейшем певец исполнял песни на концертах с известными поп-звездами. В отличие от других исполнителей, перешедших в течение поп-музыки, Паваротти постоянно поддерживал свой статус высочайшего мастера в мире оперы.
Опера Риголетто (итал. Rigoletto) в трёх актах Джузеппе Верди, написанная в 1850—1851 годах.
Джузеппе Фортунино Франческо Верди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября 1813, Ронколе, близ города Буссето, Италия — 27 января 1901, Милан) — итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Лучшие его оперы («Риголетто», «Травиата», «Аида»), известные богатством мелодической выразительности, часто исполняются в оперных театрах всего мира. Подвергался критике музыковедов за «потакание вкусам топлы», «упрощенную полифонию» и, особенно за «бесстыдное мелодраматизирование». Тем не менее, произведения Верди и сейчас остаются основой репертуара классических оперных театров.
История создания оперы
Опера была задумана по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется» (1832). Пьеса была запрещена цензурой как подрывающая авторитет королевского двора. Итальянское либретто было написано Франческо Мария Пьяве, сотрудничавшим с Джузеппе Верди много лет. По требованию цензуры, исторический король был заменён неким герцогом, а безобразный шут Трибуле — Риголетто. Поначалу шута предполагалось сделать традиционным оперным красавцем.
Премьера оперы состоялась 11 марта 1851 года в Фениче, Венеция.
Краткий сюжет
1-е действие
Бал во дворце герцога Мантуанского. Герцог ухаживает за графиней де Чепрано, вызывая ревность её мужа. Шут зло издевается над графом де Чепрано и советует герцогу нынче же ночью похитить графиню, чем приводит в бешенство графа де Чепрано. В разгар веселья врывается граф Монтероне, который обвиняет герцога в совращении его дочери. Герцог пытается избежать встречи с Монтероне, и шут, заняв его место, глумится над стариком. Монтероне грозит герцогу страшным мщеньем за бесчестье дочери и проклинает Риголетто. Герцог приказывает заключить графа Монтероне под стражу.
После бала Риголетто возвращается к себе. Проклятье Монтероне не даёт ему покоя. Его встречает наёмный убийца Спарафучиле и предлагает ему свои услуги. Он говорит, что у Риголетто есть много врагов, и он знает, кто они и где живут. Риголетто отказывается от услуг убийцы, но на всякий случай узнаёт, как того найти.
Риголетто тревожится за судьбу нежно любимой дочери Джильды, которая живёт в глухом предместье со служанкой Джованной. Он запретил ей выходить из дома, боясь герцога и его развращённой челяди.
После ухода Риголетто Джильда вспоминает о юноше, которого она встретила в церкви. Неожиданно он появляется перед ней — это герцог, переодетый студентом, который подкупил служанку Джованну. Он пылко клянётся Джильде в вечной любви. Оставшись одна, девушка предается сладостным мечтам.
А тем временем у дома Риголетто собираются придворные: они задумали похитить Джильду, считая ее любовницей шута. Мучимый мрачными предчувствиями, Риголетто возвращается домой и в темноте сталкивается с ними. Чтобы рассеять подозрения шута, один из придворных рассказывает о готовящемся похищении графини Чепрано, которая живет рядом. Риголетто соглашается помочь придворным. Тогда ему надевают маску, повязав ее сверху платком. Издалека доносятся приглушенные крики Джильды. Риголетто срывает повязку и в ужасе убеждается, что его дочь похищена. Он восклицает: вот оно, проклятие старца!
2-е действие
Герцог огорчен: прекрасная незнакомка исчезла, все поиски оказались тщетными. Придворные, желая развеселить его, рассказывают о ночном приключении — любовница Риголетто теперь во дворце. Герцог радостно спешит в свои покои. Напевая трагическую мелодию, входит Риголетто; он повсюду ищет дочь, скрывая отчаяние под напускной беззаботностью. Узнав, что Джильда во дворце, он гневно требует, чтобы ему вернули дочь, но придворные глухи к угрозам и мольбам шута. В это время Джильда в слезах выбегает из покоев герцога. Риголетто клянется отомстить за позор дочери; встреча с Монтероне, которого ведут в темницу, укрепляет его решимость. Джильда в страхе умоляет отца простить герцога.
3-е действие
Притон Спарафучиле на берегу реки. Глухая ночь. Сюда приходит переодетый герцог — он увлечён новой страстью — к красавице Маддалене, сестре Спарафучиле. Риголетто специально приводит Джильду, чтобы наглядно продемонстрировать непостоянство герцога. Она переодета в мужской костюм. Ей предстоит нынче покинуть Мантую — отец отсылает её в Верону. Сам же Риголетто задерживается — ему надо уладить дела со Спарафучиле, которому он заказал убийство герцога, и самому бросить в реку труп ненавистного врага. Начинается гроза. Маддалена, очарованная молодым красавцем, просит брата пощадить его и в крайнем случае убить самого Риголетто. Спарафучиле говорит, что он — вор и разбойник — держит слово и никогда не подводит клиентов. Наконец, после долгих уговоров он соглашается убить первого, кто постучится в дверь, если кого-то вдруг занесёт сюда в такую погоду. Джильда, чувствовавшая неладное, подслушивает разговор и решает пожертвовать собой, чтобы спасти герцога, которого по-прежнему любит. Она смело входит в дом бандита. Гроза стихает. Возвращается Риголетто. Спарафучиле выносит мешок с мёртвым телом и получает деньги. Шут торжествует — наконец он отмщён! Собираясь бросить труп в воду, Риголетто с ужасом слышит весёлую песенку герцога «Сердце красавиц склонно к измене». Он разрезает мешок и видит умирающую Джильду. В завершении он восклицает: вот оно, проклятие старца!
Музыкальная тема
Увертюра.
C-moll. Трагическая тема вступления. Повторение на одной ноте характерно для партии Монтерона. 2-я тема с секундовой стонущей интонацией. Тема страдания Риголетто. Завершается репризой.
1-е действие.
1-я картина. Бал в доме герцога. Легкомысленная атмосфера. В центре картины — баллада герцога. Это как бы его кредо: «Та, иль эта, я не разбираю…». As-dur. Законченный номер. Куплетная форма. Опора на народные итальянские танцы. Менуэт и Ригодон. Гости танцуют. Простые (менуэт и ригодон). Ригодон в G-dur. Вдруг появляется сцена Монтерона. Он появляется, все поражены. Вокальная партия основана на одной ноте (на лейтмотиве проклятья). Риголетто издевается над ним. В оркестре — кривлянья шута. Он говорит: «Доверие вы наше не оправдали…» Велика роль оркестра. Разные ритмические фигуры. В ответ Монтерон говорит: «Вновь оскорбление! Обиды страшной я не забуду…». Монтерон проклял герцога и Риголетто. Далее хор придворных: «Старик полоумный, как смел ты явиться?» Постепенно атмосфера бала проясняется, и люди забывают об этом происшествии.
2-я картина. Дуэт Риголетто и Спарафучиле. Мрачное вступление — лейтмотив проклятья. Атмосфера ночи выражена в оркестре. Ум7 аккорды. Риголетто один. Важен его монолог. Он вспоминает проклятье: «Навек тем старцем проклят я». Звучит лейтмотив проклятья. Далее разговор c Спарафучиле. Весь этот разговор — речитатив. Разговор звучит на фоне оркестровой темы. Далее сцена и дуэт.
Дуэт с Джильдой имеет 4 раздела:
* 1 (C-dur) — радостный,
* 2 (As-dur) — поет Риголетто, распевная тема,
* 3 (as-moll) — взволнованный,
* 4 (Es-dur) — Риголетто просит служанку беречь Джильду. Очень важно, что темы Риголетто лишаются угловатости. Музыка благородная, распевная.
Далее дуэт Джильды и герцога — основная тема в B-dur. Это — любовный дуэт. Далее ария Джильды, которая характеризует её как бесхитростную, наивную, очаровательную девушку. E-dur. Финал I-го действия. Переговоры придворных и Риголетто. Мрачноватый. Во время похищения звучит хор придворных: «Тише, тише». Завершает 1-е действие лейтмотив проклятья.
2-е действие.
Открывается тревожным вступлением. Далее ария герцога в Ges-dur. Появляются придворные (хор), которые сообщают о похищении Джильды.
Сцена и ария Риголетто (№ 12) открывается песенкой Риголетто, внешне остается характеристика Риголетто — шутка, изломанная мелодия.
В арии Риголетто несколько разделов:
* 1-й раздел. c-moll. Обвиняет герцога и его окружение. Большую роль играет оркестр. «Куртизаны, исчадье порока.»
* 2-й раздел. F-moll. Униженно просит герцога.
* 3-й раздел. Des-dur. Широкая распевная тема.
Сцена и дуэт Джильды и Риголетто. Рассказ Джильды. Печальная музыка, окончания фраз как вздохи. Дуэт Джильды и Риголетто. Есть раздел (Des-dur), который напоминает 3-й раздел арии Риголетто. Последний раздел — высокий пафос, быстрый.
3-е действие.
Вся сцена полна романтических преувеличений. Для сгущения атмосферы мрака Верди вводит хор, который изображает завывание ветра. Яркий контраст этой атмосфере — весёлая песенка герцога. Он приходит в дом Спарафучиле к Маддалене. Риголетто приводит Джильду. Образуется квартет: герцог, Маддалена, Джильда и Риголетто. Яркий пример контрастного ансамбля, где каждый музыкальный герой получает свою музыкальную характеристику, контрастную другим.
Квартет. Des-dur. Начинает герцог. Обращается к Маддалене. Он её обольщает. Ему отвечает Маддалена. Она кокетничает. У Джильды стонущие интонации со вздохами. У Риголетто фразы полны мрачной злобы.
Качество: SATRip
Формат: AVI
Видео: DivX 5 720x544 25.00fps
Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128Kbps
Продолжительность: 01:57:29
(в пакете русские субтитры)