Название: Тщетная предосторожность
Оригинальное название: La fille mal gardée
Год: 2005 (Премьера - 1960)
Жанр: Балет
Композитор: Фердинанд Герольд (Ferdinand Hérold)
Хореограф-постановщик: Фредерик Аштон (Frederick Ashton)
Оркестр Королевского театра Ковент-Гарден (Orchestra of the Royal Opera House)
Дирижер: Anthony Twiner
Сценография: Osbert Lancaster
Режиссер видео: Ross Macgibbon
Выпущено: Великобритания, BBC
Язык: Перевод не требуется
Исполнители и действующие лица:
Carlos Acosta (Colas)
Marianela Nuñez (Lise)
William Tuckett (Simone)
Jonathan Howells (Alain)
О произведении
«Тщетная предосторожность» — поистине «прабабушка современного балета», произведению более 200 лет! Впервые этот балет был поставлен в 1789 в Бордо хореографом Жаном Добервалем. Музыка его представляла собой композицию французских народных мелодий, а сам спектакль назывался «Солома, или От худа до добра один шаг». Спектакль родился в эпоху Великой французской революции, в нем впервые на балетной сцене действовали не феи и принцы, а реальные люди, которые по-своему боролись за свою любовь и счастье. «Тщетная предосторожность» — вообще единственный дошедший до нас балет классического наследия, в котором герои были современниками зрителя дней премьеры.
Комедийное содержание, жизнерадостность балета обеспечили ему долгую жизнь. Сценарий Жана Доберваля моментально стал бродячим сюжетом мировой хореографии. Каждое следующее поколение балетмейстеров и композиторов считало долгом добавить в него что-то от себя. В 1828 году новую музыку к балету сочинил французский композитор Герольд. А затем, поскольку партитура Герольда считалась утраченной, для «Тщетной предосторожности» в 1864 году написал музыку немецкий композитор и дирижер Петер Гертель. С тех пор балет имеет две полноценные музыкальные версии, хотя созданы они по одному сценарию Жана Доберваля. Названий у «Тщетной предосторожности» тоже несколько. Встречаются также «Худо сбереженная дочь, или Бесполезная предосторожность», «Обманутая старуха», «Жанна и Колен, или Деревенская свадьба» и др.
Сюжет:
Симона мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Алена, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого — это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Симона и Лиза, и прячется в стоге сена. А Симона, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает ее в чулане — том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, — она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое — влюблённые Лиза и Колен, да еще в каком виде!.. (вид зависит от моральн-этическо-эстетических взглядов постановщика). Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться — несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена.
О композиторе
Фердинанд Герольд (Ferdinand Hérold), родился 28 января 1791 г. в Париже, сын композитора и пианиста Франсуа Жозефа Герольда. Композиции обучался у Ф. Фетиса и в Парижской консерватории у Э. Мегюля. Автор более 20 опер и балетов, в т. ч.: «Астольф и Джоконда», «Сомнамбула, или Приезд нового помещика» (балеты-пантомимы, оба — 1827), «Лидия», «Тщетная предосторожность» (наиболее известный; оба — 1828), «Спящая красавица» (1829). Все балеты были поставлены в Парижской опере балетмейстером Ж. Омером.
В 1828 г. Герольд частично обработал, частично заново написал музыку к двухактному балету «Тщетная предосторожность», впервые поставленному Добервалем в Бордо в 1789 г. с музыкой, составленной из отрывков популярных в то время произведений.
Творчество Герольда относится к эпохе формирования французского романтического балета. Музыка его балетов отличается мелодическим разнообразием, использованием интонаций французского городского фольклора, изяществом инструментовки.
Умер Герольд 19 января 1833 г. в Терне, близ Парижа.
О театре
Королевский театр Ковент-Гарден (англ. Theatre Royal, Covent Garden) — театр в Лондоне, с 1946 г. служащий местом проведения оперных и балетных спектаклей, домашняя сцена Лондонской Королевской оперы и Лондонского Королевского балета. Расположен в районе Ковент-Гарден, по которому и получил название.
Современное здание театра — третье по счёту расположенное на этом месте. Оно было построено в 1858 г. и подверглось кардинальной реконструкции в 1990-е гг. Зал Королевской оперы вмещает 2268 зрителей. Ширина просцениума 12,2 м, высота 14,8 м.
Первый театр
Первый театр на месте расположенного здесь прежде парка был построен на рубеже 1720-30-х гг. по инициативе режиссёра и импресарио Джона Рича и открылся 7 декабря 1732 г. спектаклем по пьесе Уильяма Конгрива «Так поступают в свете» (англ. The Way of the World). Перед спектаклем актёры торжественной процессией вошли в театр, внеся Рича на руках.
На протяжении почти столетия театр Ковент-Гарден был одним из двух лондонских драматических театров, поскольку ещё в 1660 г. король Карл II разрешил постановку драматических спектаклей только в двух театрах (вторым был не менее знаменитый театр Друри-лейн). В 1734 г. в Ковент-Гардене был поставлен первый балет, «Пигмалион», с Марией Салле в главной партии, танцевавшей, вопреки традиции, без корсета.
В конце 1734 года в Ковент-Гардене начали ставить оперу — прежде всего, сочинения Георга Фридриха Генделя, бывшего музыкальным руководителем театра: первой была поставлена его ранняя, хотя и сильно переработанная, опера «Верный пастух» (итал. Il pastor fido), затем в январе 1735 г. последовала новая опера «Ариодант» и другие. В 1743 г. здесь была исполнена оратория Генделя «Мессия», и в дальнейшем исполнение ораторий на религиозные темы в дни Великого Поста стало в театре традицией. Здесь впервые были поставлены оперы композитора Томаса Арна, а также оперы его сына.
Второй театр
В 1808 г. первый театр Ковент-Гарден был уничтожен пожаром. Новое здание театра было возведено за первые девять месяцев 1809 г. по проекту Роберта Смёрка и открылось 18 сентября постановкой «Макбета». Менеджмент театра поднял цены на билеты, чтобы окупить стоимость нового здания, однако публика на протяжении двух месяцев срывала спектакли постоянными криками, хлопками и свистом, в результате чего руководство театра вынуждено было вернуть цены к прежнему уровню.
В первой половине XIX века на сцене Ковент-Гардена чередовались оперы, балеты, драматические постановки с участием выдающихся трагиков Эдмунда Кина и Сары Сиддонс, пантомима и даже клоунада (здесь выступал знаменитый клоун Джозеф Гримальди). Положение изменилось после того, как в 1846 г. в результате конфликта в Театре Её Величества — лондонском оперном театре — значительная часть его труппы во главе с дирижёром Майклом Коста перешла в Ковент-Гарден; зал был реконструирован, и 6 апреля 1847 г. театр открылся вновь под названием Королевская итальянская опера постановкой оперы Россини «Семирамида». Однако менее чем через девять лет, 5 марта 1856 года, театр во второй раз сгорел.
Третий театр
Третий театр Ковент-Гарден был построен в 1857—1858 гг. по проекту Эдуарда Мидлтона Барри и открылся 15 мая 1858 г. постановкой оперы Мейербера «Гугеноты». Во время Первой мировой войны театр был реквизирован и использовался как склад. Во время Второй мировой войны в здании театра был танц-зал.
В 1946 году в стены Ковент-Гардена вернулась опера: 20 февраля театр открылся «Спящей красавицей» Чайковского в экстравагантной постановке Оливера Мессела. Одновременно началось создание оперной труппы, для которой театр Ковент-Гарден стал бы домашней сценой, — и 14 января 1947 года Оперная труппа Ковент-Гардена (будущая Лондонская королевская опера) представила здесь оперу Бизе «Кармен».
Оперная компания Ковент-Гарден (англ. Covent Garden Opera Company) была основана в 1946 году. Её принципом, хотя нигде официально и не заявленным, было исполнение опер исключительно по-английски. В связи с этим на начальном этапе состав исполнителей в Ковент-Гардене оставался преимущественно однонациональным: на лондонской сцене пели англичане, а также певцы из стран Содружества (австралийка Джоан Сазерленд, канадец Джон Викерс и др.). В соответствии с этим и в репертуаре Ковент-Гардена особенно большое место занимали английские оперы — сочинения Бенджамина Бриттена (в том числе «Глориана», поставленная в 1953 г. к коронации Елизаветы II), Ральфа Воан-Уильямса, Майкла Типпета, Артура Блисса. Отдельные исключения, вроде появления
Элизабет Шварцкопф в партии Мими в постановке «Богемы» 1948 г. или участия Ханса Хоттера — Вотана в вагнеровском «Кольце Нибелунга» в том же году, не меняли картины. Однако этот принцип вошёл в противоречие с общемировой тенденцией к интернационализации музыкальной сцены: лондонские зрители хотели видеть и слышать мировых звёзд наравне с национальными. В 1958 году, на который пришлись юбилейные торжества по случаю столетия нынешнего здания театра, негласные ограничения на пение не по-английски было фактически снято (зато оно сохранилось в другой лондонской оперной труппе — Английской Национальной опере).
С конца 1950-х годов интерес публики к постановкам оперы Ковент-Гарден неуклонно возрастал, приведя к возникновению огромных очередей за билетами, — администрация театра пыталась решать эту проблему предварительной раздачей специальных талонов с отмеченным временем, в течение которого обладателю талона следовало явиться в кассу для приобретения билета. На волне увеличивающейся популярности театра в 1968 году ему было присвоено название Королевского.
Музыкальные руководители:
Карл Ранкл (1946—1951)
Рафаэль Кубелик (1955—1958)
Георг Шолти (1961—1971)
Колин Дэвис (1971—1987)
Бернард Хайтинк (1987—2002)
Антонио Паппано (с 2002)
Официальный сайт театра: http://www.roh.org.uk/
Файл
Качеcтво: HDTVRip
Формат: mkv
Видео: MPEG4 Video (H264) 1280x720 25fps
Аудио: Dolby AC3 48000Hz 6ch 4608kbps
Продолжительность: 01:47:35
Размер: 4,85 ГБ (5 211 467 855 bytes)