Название: Дочь фараона
Оригинальное название: La Fille du Pharaon par
Год: 2003 (Премьера состоялась 5 мая 2000)
Жанр: Балет в трех актах
Хореограф-постановщик, сценография и костюмы: Пьер Лакотт (Pierre Lacotte) по мотивам одноименного балета Мариуса Петипа (Marius Petipa)
Либретто: Мариуса Петипа (Marius Petipa), Жюль-Анри де Сен-Жорж по повести Теофиля Готье "Роман мумии"
Музыка: Чезаре Пуни (Cesare Pugni)
Оркестр Большого театра (Orchestre du Orchestre du Théâtre Bolchoï de Moscou Bolchoï de Moscou)
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Александр Сотников (Alexandre Sotnikov)
Режиссер видео: Denis Caïozzi
Выпущено: Франция, Россия, Япония, Bel Air Media, Theatre Bolchoï, NHK, MEZZO
Язык: Перевод не требуется
Исполнители и действующие лица:
Светлана Захарова (Аспиччия)
Сергей Филин (Лорд Вильсон-Таор)
Мария Александрова (Рамзея)
Геннадий Янин (Джон Буль-Пассифонт)
О произведении:
Новая жизнь "Дочери фараона"
Приступив к реконструкции, Пьер Лакотт первым делом пересмотрел либретто балета. Сделал разумные музыкальные купюры. А затем сам создавал-воссоздавал декорации и костюмы. Он фактически заново сочинил все танцы, наградив сложнейшими вариациями и адажио не только танцовщиц, но и танцовщиков, пользуясь при этом сильно осовремененной классической лексикой ХIХ века. Местами женщины и мужчины даже исполняют одни и те же виртуознейшие па, как было принято в шедеврах ХIХ века.
«Для меня самое важное — воскресить не букву, а дух этого старинного балета, — утверждает Пьер Лакотт. — К тому же прекрасная труппа Большого театра имеет все, чтобы справиться с этой грандиозной задачей».
В главных партиях Лакотт занял как признанных балерин и премьеров театра — Нину Ананиашвили, Надежду Грачеву, Сергея Филина, Николая Цискаридзе, Дмитрия Белоголовцева, так и балерин младшего поколения — Светлану Захарову, Светлану Лунькину, Марию Александрову, которые и призваны воскресить к новой жизни этот замечательный старинный балет.
Виолетта Майниеце (текст из буклета, дается с сокращениями):
Знаменитый исследователь балетного наследия, вдохнувший новую жизнь ни в один забытый шедевр прошлых веков, Пьер Лакотт загорелся идеей возродить могучую псевдоегипетскую фреску Петипа уже давно, когда только начинал понимать, какая интересная, полная открытий и приключений судьба ожидает реставратора столь, казалось бы, не поддающегося никакой реставрации искусства, как старинный балет.
Второе рождение «Дочери фараона» произошло уже в Москве — эта реставрация была предпринята Пьером Лакоттом непосредственно по эксклюзивному заказу Большого театра, показавшего балет и на своей Основной сцене, и на сцене Государственного Кремлевского дворца.
Третьим рождением «Дочери» можно считать видеосъемку спектакля, которую осуществила французская компания Bel Air Media. Накануне открытия театрального сезона 2004/05 этот фильм — впервые в практике Большого театра — был показан на огромном экране, установленном перед зданием Новой сцены. Его мог посмотреть любой прохожий, оказавшийся в эти часы на Театральной площади. А театральные вузы за несколько дней до трансляции получили специальные пригласительные билеты для своих педагогов и учащихся.
Краткое содержание
Действие I
Картина 1
Молодой англичанин лорд Вильсон путешествует по Египту со своим слугой Джоном Булем. У подножия пирамид они встречают караван арабских купцов, которые любезно приглашают их в свой шатер.
Внезапно поднимается сильная буря. Путешественники и купцы спешат укрыться в ближайшей пирамиде.
Картина 2
Сторож пирамиды показывает незваным гостям гробницу, находящуюся в глубине усыпальницы. В ней покоится Аспиччия, дочь одного из могущественных фараонов Египта.
Расположившись в углу, арабские купцы закуривают опиумные трубки. Лорд Вильсон тоже просит дать ему чубук.
Он засыпает. Легкое облако дыма окутывает курильщиков…
Начинаются фантастические видения: стены гробниц исчезают, мумии оживают и выходят из саркофагов. Вслед за ними появляется их повелительница Аспиччия, дочь великого Фараона. Склонившись над англичанином, она кладет руку ему на сердце. В ту же минуту происходит волшебное превращение: лорд Вильсон и его слуга становятся египтянами. Первого зовут Таор, второго - Пассифонт.
Очарованный красотой принцессы, Таор хочет последовать за ней, но Аспиччия исчезает в прозрачной дымке.
Картина 3
Таор и его слуга Пассифонт устремляются в лес на поиски Аспиччии. Они находят ее, спящую на покрытой густым мхом скале. Рядом расположились ее спутницы, утомленные зноем.
Таор осторожно подходит к ней и кладет руку на сердце принцессы. Аспиччия просыпается и узнает прекрасного юношу. Позабыв обо всем, они долго глядят друг на друга.
Вдали слышен звук охотничьих рогов. Аспиччия просит Таора спрятаться. Ее рабыня Рамзея, заметив присутствие незнакомца, хочет увести госпожу. Появляются охотники и сообщают, что по лесу рыщет лев. Аспиччия вместе с ними бросается в погоню за зверем. Им удается окружить льва, но внезапно он вырывается и делает прыжок в сторону молодой принцессы. Таор из укрытия с ужасом наблюдает за этой сценой. Схватив лук, забытый одним из охотников, он стреляет и поражает дикого зверя. Аспиччия спасена. Она теряет сознание, но Таор подхватывает ее и уносит в безопасное место.
Звуки труб возвещают о приближении Фараона и его свиты. Увидев дочь в объятиях незнакомца, властитель Египта приказывает арестовать его. Аспиччия, очнувшись, заявляет отцу, что Таор - ее спаситель и достоин награды. Гнев Фараона сменяется признательностью. Он велит освободить юношу и приглашает его во дворец.
Действие II
Картина 4
Навестив Аспиччию в ее роскошных покоях, Таор признается ей в любви. Входит Фараон, окруженный блестящей свитой вельмож и царедворцев. Вслед за ним появляется Нубийский король, прибывший просить у Фараона руки его дочери. Властитель Египта согласен отдать ему в жены Аспиччию и заключить с Нубией дружественный договор.
Узнав об этом, Таор приходит в отчаяние. Аспиччия, пытаясь его успокоить, обещает, что никогда не будет принадлежать никому, кроме него.
Правитель Египта приказывает начать торжества по случаю бракосочетания дочери. Таор с грустью напоминает Аспиччии, что вскоре она выйдет замуж за нубийца. Влюбленные решают бежать.
В разгар праздника Таору передают ключ от потайной двери, через которую они покидают дворец.
Узнав об исчезновении дочери, Фараон приходит в ярость и велит догнать беглецов. Нубийский король, заметив потайной ход, бросается в погоню со своей стражей.
Действие III
Картина 5
Таор и Аспиччия скрываются в рыбацкой хижине на берегу Нила. С наступлением ночи рыбаки отправляются на рыбную ловлю и приглашают гостей принять в ней участие. Аспиччия устала и вынуждена отказаться. Таор советует ей отдохнуть и уходит.
Едва Аспиччия остается одна, как в хижину входит Нубийский король со своей стражей. Принцесса в ужасе. Она понимает, что брак с нубийцем навсегда разлучит ее с возлюбленным. Спасаясь от преследований, она подбегает к окну и бросается в воды Нила.
В это время в хижину возвращаются Таор и Пассифонт. Увидев их, Нубийский король приказывает схватить заговорщиков и угрожает отомстить за похищение Аспиччии.
Картина 6
Величественный Нил, хозяин подводного царства, принимает Аспиччию в свои объятия и узнает в ней дочь великого правителя Египта. Но молодая принцесса мечтает лишь об одном - вновь увидеть Таора. Речной бог исполняет ее желание. По его приказу, образ Таора появляется то на вершине утеса, то в прозрачных струях водопада. Стремясь соединиться с любимым, Аспиччия просит властителя вод вернуть ее на землю. Нил соглашается выполнить ее просьбу.
Картина 7
Дворец Фараона. Правитель Египта в отчаянии. Он требует привести Таора и угрожает казнить его, если тот не скажет, куда скрылась Аспиччия. Но Таор не знает.
Тогда Фараон велит предать юношу смерти от укуса священной змеи. В этот момент издалека доносятся звуки веселого марша: рыбаки, обнаружив Аспиччию, сопровождают ее во дворец.
Принцесса кидается в объятия отца и рассказывает ему о своих злоключениях, о своей любви к Таору и об угрозах Нубийского короля, вынудившего ее броситься в реку. Фараон рвет договор, подписанный с нубийцем, и повелевает ему удалиться. Аспиччия просит освободить Таора, но Фараон непреклонен. Он не может простить ему похищение дочери. И тогда Аспиччия объявляет, что погибнет вместе со своим возлюбленным. Подойдя к священной змее, она протягивает к ней руку. Испуганный Фараон бросается к дочери. Тронутый ее самоотверженностью и глубиной чувств, он прощает Таора и соединяет руки влюбленных. Посреди всеобщего праздника сцена покрывается облаками.
Картина 8
На месте дворца вновь появляется пирамида. Лорд Вильсон просыпается и с удивлением оглядывается вокруг. В дальнем углу он замечает гробницу дочери Фараона. Светлая улыбка озаряет его лицо - он вспоминает чудесный сон, который только что видел.
Файл
Качеcтво: HDTVRip
Формат/контейнер: mkv
Видео: MPEG4 Video (H264) 1280x720 25fps
Аудио: MP3 48000Hz stereo 1536kbps
Продолжительность: 01:41:00
Размер: 4,43 ГБ (4 759 781 634 bytes)