Год: 1983
Либретто: Верной де Сен-Жорж, Теофиль Готье и Жан Коралли
Хореография: Жан Коралли, Жюль Перро, Мариус Петипа
Музыка: Адольф Адан
Дирижер: Виктор Федотов
Режиссер версии: Олег Виноградов
Исполнители:
Галина Мезенцева (Жизель) и
Константин Заклинский (Альберт)
Премьера: 1841, Королевская академия музыки, Париж
Краткое содержание балета «Жизель»
Первое действие
Деревушка в горах, окруженная лесами и виноградниками. Дом крестьянки Берты, вдовы, живущей здесь со своей дочерью Жизелью. В юную красавицу Жизель влюблен граф Альберт. На свидание с девушкой он приходит переодетым в крестьянское платье, оставив роскошный костюм в охотничьем домике. Жизель не подозревает, что полюбила аристократа. Есть у девушки и другой поклонник — лесничий Ганс. Он раскрыл тайну Альберта и пытается рассказать Жизели, кем на самом деле является ее избранник. Но Жизель не желает его слушать.
Издали доносятся звуки охотничьих рогов, вскоре появляются нарядно одетые дамы и кавалеры. Это герцог с дочерью и свитой возвращаются с охоты. Утомленные охотой, они хотят отдохнуть. Батильда, дочь герцога и невеста графа Альберта, очарована наивностью и непосредственностью Жизели и дарит ей свое ожерелье. Герцог и Батильда идут отдыхать в дом. Крестьяне весело празднуют день сбора винограда. Среди танцующих Альберт с Жизелью. Внезапно появляется Ганс и, указывая на Альберта, обвиняет его в нечестности. В подтверждение своих слов он показывает богато украшенную, с графским титулом шпагу, обнаруженную им в охотничьем домике, где переодевался Альберт. Жизель не верит ему. Ганс трубит в охотничий рог, перед смущенным Альбертом появляются все участники охоты во главе с герцогом и Батильдой. У Жизели не остается сомнений: она обманута. Потрясенная предательством Альберта, она теряет разум и умирает.
Второе действие
Ночь. Сельское кладбище на берегу озера. Сюда к могиле Жизели приходит неутешный Ганс. Слышны таинственные звуки, вспыхивают болотные огни. Напуганный Ганс спасается бегством. В лунном свете вырастает тень повелительницы виллис* Мирты. Мановением руки она вызывает тень Жизели. Подруги-виллисы вовлекают ее в свой хоровод.
Слышен шум. Виллисы разбегаются. На кладбище приходит Альберт. Потеряв Жизель, он понял, каким сильным было его чувство. Он остается один в глубоком раздумье и скорби. Перед ним является видение Жизели.
Хоровод виллис преследует Ганса. Цепь хоровода разрывается, и виллисы выстраиваются стеной на пути к озеру. Лесничий бежит вдоль этой стены, надеясь спастись, но мстительные виллисы сталкивают его в озеро. Та же судьба ждет и Альберта, но Жизель защищает любимого и умоляет Мирту пожалеть его. Мирта безжалостна, она приказывает Жизели оставить Альберта и танцевать. Жизель начинает смертельный танец, увлекая за собой Альберта.
Приближается рассвет. Власть виллис закончилась. Сливаясь с предрассветным туманом, они исчезают. Жизель прощается со спасенным любимым.
* Согласно немецким сказаниям, виллисы — это невесты, умершие до свадьбы. «Несчастные юные создания не могут спокойно лежать в могиле, в их мертвых ногах жива еще та страсть к танцу, которую им не пришлось удовлетворить при жизни, и в полночь они встают из могил, собираются толпами на больших дорогах, и горе тому молодому человеку, который там с ними встретится. Он должен танцевать с ними, они обнимают его с необузданным неистовством, и он пляшет с ними без удержу, без передышки, пока не падает замертво». (из Г.Гейне)