Название: Луиза Миллер
Оригинальное название: Luisa Miller
Год: 2007
Жанр: Опера в трех действиях
Композитор: Джузеппе Верди
Режиссер, сценография, костюмы, свет: Denis Krief
Либретто: Сальваторе Каммарано (Salvatore Cammarano) по Шиллеру
Оркестр и хор: Teatro Regio di Parma
Дирижер: Donato Renzetti
Хормейстер: Martino Faggiani
Режиссер ТВ: Andrea Dorigo
Выпущено: Италия, RAITRE RAITRADE
Язык: Итальянский
Исполнители: Giorgio Surian (Conte di Walter), Marcelo Alvarez (Rodolfo), Francesca Franci (Federica), Rafael Siwek (Wurm), Leo Nucci (Miller), Fiorenza Cedolins (Luisa), Catarian Nilokic (Laura, contadina)
О композиторе (Автор А. Золотых)
Джузеппе Фортунино Франческо Верди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября 1813, Ронколе, близ города Буссето, Италия — 27 января 1901, Милан)
Верди - классик итальянской музыкальной культуры, один из самых значительных композиторов XIX в. Его музыке присуща неугасающая с течением времени искра высокого гражданского пафоса, безошибочная точность в воплощении сложнейших процессов, происходящих в глубинах человеческой души, благородство, красота и неисчерпаемый мелодизм.
Перу композитора принадлежат 26 опер, духовные и инструментальные произведения, романсы. Самую значительную часть творческого наследия Верди составляют оперы, многие из которых ("Риголетто", "Травиата", "Аида", "Отелло") звучат со сцен оперных театров всего мира уже более ста лет. Произведения других жанров, за исключением вдохновенного Реквиема, практически не известны, рукописи большинства из них утеряны.
Верди, в отличие от многих музыкантов XIX в., не провозглашал свои творческие принципы в программных выступлениях в печати, не связывал свое творчество с утверждением эстетики определенного художественного направления. Тем не менее его долгий, трудный, не всегда стремительный и увенчанный победами творческий путь был направлен к глубоко выстраданной и осознанной цели - достижению музыкального реализма в оперном спектакле. Жизнь во всем многообразии конфликтов - такова всеобъемлющая тема творчества композитора. Диапазон ее воплощения был необычайно широк - от конфликтов социальных до противоборства чувств в душе одного человека. Вместе с тем искусство Верди несет в себе ощущение особой красоты и гармонии. "Мне нравится в искусстве все, что прекрасно", - говорил композитор. Образцом прекрасного, искреннего и вдохновенного искусства стала и его собственная музыка.
Четко осознавая творческие задачи, Верди был неутомим в поисках наиболее совершенных форм воплощения своих замыслов, чрезвычайно требователен к себе, к либреттистам и исполнителям. Он нередко сам подбирал литературную основу для либретто, детально обсуждал с либреттистами весь процесс его создания. Наиболее плодотворное сотрудничество связывало композитора с такими либреттистами, как Т. Солера, Ф. Пиаве, А. Гисланцони, А. Бойто. Верди требовал драматической правды от певцов, он был нетерпим к любому проявлению фальши на сцене, бессмысленной виртуозности, не окрашенной глубокими чувствами, не оправданной драматическим действием. "...Большой талант, душа и сценическое чутье" - вот качества которые он прежде всего ценил в исполнителях. "Осмысленное, благоговейное" исполнение опер представлялось ему необходимым; "...когда оперы не могут быть исполнены во всей их неприкосновенности - так, как они задуманы композитором, - лучше не исполнять их совсем".
Верди прожил долгую жизнь. Он родился в семье крестьянина-трактирщика. Его учителями были деревенский церковный органист П. Байстрокки, затем Ф. Провези, возглавлявший музыкальную жизнь в Буссето, и дирижер миланского театра Ла Скала В. Лавинья. Будучи уже зрелым композитором, Верди писал: "Я узнал некоторые лучшие произведения современности, не изучая их, а услышав их в театре... я бы солгал, если бы, сказал, что в молодости своей не прошел долгой и строгой учебы... у меня рука достаточно сильная, чтобы справляться с нотой так, как я желаю, и достаточно уверенная, чтобы в большинстве случаев добиваться тех эффектов, которые я задумал; и если я пишу что-нибудь не по правилам, то это происходит потому, что точное правило не дает мне того, чего я хочу, и потому, что я не считаю безусловно хорошими все правила, принятые по сей день".
Первый успех молодого композитора был связан с постановкой в миланском театре Ла Скала оперы "Оберто" в 1839 г. Спустя 3 года в этом же театре была поставлена опера "Навуходоносор" ("Набукко"), которая принесла автору широкую известность (1841). Первые оперы композитора появились в эпоху революционного подъема в Италии, которая получила название эпохи Рисорджименто (итал. - возрождение). Борьба за объединение и независимость Италии охватила весь народ. Верди не мог оставаться в стороне. Он глубоко переживал победы и поражения революционного движения, хотя не считал себя политиком. Героико-патриотические оперы 40-х гг. - "Набукко" (1841), "Ломбардцы в первом крестовом походе" (1842), "Битва при Леньяно" (1848) - явились своеобразным откликом на революционные события. Библейские и исторические сюжеты этих опер, далекие от современности, воспевали героизм, свободу и независимость, а потому были близки тысячам итальянцев. "Маэстро итальянской революции" - так современники называли Верди, чье творчество стало необычайно популярным.
Однако творческие интересы молодого композитора не ограничивались темой героической борьбы. В поисках новых сюжетов композитор обращается к классикам мировой литературы: В. Гюго ("Эрнани", 1844), В. Шекспиру ("Макбет", 1847), Ф. Шиллеру ("Луиза Миллер", 1849). Расширение тематики творчества сопровождалось поиском новых музыкальных средств, ростом композиторского мастерства. Период творческой зрелости был отмечен замечательной триадой опер: "Риголетто" (1851), "Трубадур" (1853), "Травиата" (1853). В творчестве Верди впервые так открыто прозвучал протест против социальной несправедливости. Герои этих опер, наделенные пылкими, благородными чувствами, вступают в конфликт с общепринятыми нормами морали. Обращение к таким сюжетам было чрезвычайно смелым шагом (Верди писал о "Травиате": "Сюжет современный. Другой не взялся бы, может быть, за этот сюжет из-за приличий, из-за эпохи и из-за тысячи других глупых предрассудков... Я же занимаюсь им с величайшим удовольствием").
К середине 50-х гг. имя Верди широко известно во всем мире. Композитор заключает контракты не только с итальянскими театрами. В 1854г. он создает оперу "Сицилийская вечерня" для парижского театра Grand Opera, спустя несколько лет написаны оперы "Симон Бокканегра" (1857) и "Бал-маскарад" (1859, для итал. театров San Carlo и Appolo). В 1861 г. по заказу дирекции петербургского Мариинского театра Верди создает оперу "Сила судьбы". В связи с ее постановкой композитор дважды выезжает в Россию. Опера не имела большого успеха, хотя музыка Верди была в России популярна.
Среди опер 60-х гг. наибольшую популярность приобрела опера "Дон Карлос" (1867) по одноименной драме Шиллера. Музыка "Дон Карлоса", насыщенная глубоким психологизмом, предвосхищает вершины оперного творчества Верди - "Аиду" и "Отелло". "Аида" была написана в 1870 г. к открытию нового театра в Каире. В ней органично слились достижения всех предшествующих опер: совершенство музыки, яркая колористичность, отточенность драматургии.
Вслед за "Аидой" был создан "Реквием" (1874), после которого наступило длительное (более 10 лет) молчание, вызванное кризисом общественной и музыкальной жизни. В Италии царило повсеместное увлечение музыкой Р. Вагнера, в то время как национальная культура находилась в забвении. Сложившаяся ситуация была не просто борьбой вкусов, различных эстетических позиций, без которой немыслима художественная практика, да и развитие всего искусства. Это было время падения приоритета национальных художественных традиций, что особенно глубоко переживалось патриотами итальянского искусства. Верди рассуждал так: "Искусство принадлежит всем народам. Никто не верит в это тверже, чем я. Но оно развивается индивидуально. И если у немцев иная художественная практика, чем у нас, их искусство в основе отличается от нашего. Мы не можем сочинять как немцы..."
В раздумьях о дальнейшей судьбе итальянской музыки, чувствуя огромную ответственность за каждый следующий шаг, Верди приступил к воплощению замысла оперы "Отелло" (1886), ставшей подлинным шедевром. "Отелло" является непревзойденной интерпретацией шекспировского сюжета в оперном жанре, совершенным образцом музыкально-психологической драмы, к созданию которой композитор шел всю жизнь.
Последнее произведение Верди - комическая опера "Фальстаф" (1892) - удивляет своей жизнерадостностью и безукоризненным мастерством; оно словно открывает новую страницу творчества композитора, к сожалению, не получившую продолжения. Вся жизнь Верди освещена глубокой убежденностью в правильности выбранного пути: "В том, что касается искусства, у меня свои мысли, свои убеждения, очень ясные, очень точные, от которых я не могу, да и не должен отказываться". Л. Эскюдье, один из современников композитора, очень метко охарактеризовал его: "У Верди было всего лишь три страсти. Но они достигали величайшей силы: любовь к искусству, национальное чувство и дружба". Интерес к страстному и правдивому творчеству Верди не ослабевает. Для новых поколений любителей музыки оно неизменно остается классическим эталоном, сочетающим в себе ясность мысли, вдохновенность чувства и музыкальное совершенство.
О театре
Teatro Regio di Parma работает в итальянской Парме, первоначально был известен как театр Ducale.
Строительство здания театра было начато в 1821 году Марией Луизой, герцогиней Пармской, на месте бывшего монастыря Св. Александра по проекту архитектора Nicola Bettoli. Здание была открыто в 1829 году оперой Винченцо Беллини «Заира».
Деятельность театра тесно связана с композитором Верди, который жил в соседнем Буссето, и дирижером Артуро Тосканини, родившемся в Парме.
Театральный сезон длится с середины декабря до середины апреля, зрителям предлагается около 4 постановок в год. Начиная с 2004 в октябре здесь проводится ежегодный "Фестиваль Верди" (Festival Verdi) с целью популяризации произведений великого композитора. Фестиваль включает в себя обсуждение представленного и другие мероприятия.
Официальный сайт театра: http://www.teatroregioparma.org/
О произведении
Луиза Миллер (Luisa Miller) — трагическая опера Дж. Верди в 3 действиях.
Премьера: Неаполь, театр «Сан-Карло», 8 декабря 1849 г.; в России — Петербург, Большой театр, силами Императорской итальянской оперы, 21 декабря 1857 г.; на русской сцене — Ленинград, Театр им. Кирова, 26 мая 1936 г. (Р. Изгур — Луиза, Н. Печковский — Родольфо).
Тема «Коварства и любви» Ф. Шиллера — драмы, глубоко трактующей социальные проблемы, взволновала Верди. В либретто некоторые сюжетные мотивы пьесы видоизменены. Миллер из музыканта превратился в отставного солдата, а любовница герцога леди Мильфорд сделалась кузиной Родольфо (у Шиллера — Фердинанда), вполне добропорядочной светской дамой. Однако эти и им подобные изменения, как и перенесение части действия в тирольскую деревню, где живет старый Миллер, не меняют главного. «Луиза Миллер» — не только психологическая, но и социальная драма, драма неравенства, приводящая к гибели героев. Музыка оперы свидетельствует о настойчивых исканиях правды выражения, драматизма, свободного от внешнего пафоса и театральности; центральные сцены достигают огромной психологической глубины. Наряду с ярко очерченными положительными образами Верди удалось создать выразительную фигуру негодяя Вурма, предвосхищающую в психологическом плане будущего Яго. Новое завоевание композитора в области музыкальной драмы — ансамбли, играющие важную роль в развитии действия.
«Луиза Миллер» не принадлежит к наиболее популярным операм Верди, однако она ставится и в наше время — например, в Нью-Йорке в 1968 г. и в Амстердаме в 1997-м.
Главные действующие лица: Луиза (сопрано), Рудольф (тенор), Миллер (баритон), Граф Вальтер (бас), Вурм (бас), Федерика (меццо-сопрано).
Сюжет (Автор - Е. Цодоков)
Действие происходит в Тироле в первой половине XVII века.
Тироль. Начало 17 века. Луиза, дочь отставного солдата Миллера, влюблена в Рудольфа, который представился ей как "охотник Карл", скрыв, что он сын графа Вальтера. Отец Луизы узнает от секретаря графа Вурма, что возлюбленный дочери - графский сын. Сам граф желает, чтобы Рудольф женился на его племяннице Федерике, кузине сына. Когда интриган Вурм, сам тайно влюбленный в Луизу, рассказывает графу об увлечении сына, граф задумывает по совету управляющего интригу, с помощью которой надеется разлучить влюбленных. Он арестовывает отца Луизы. Вурм же убеждает девушку, что свобода отца зависит от нее. Она должна написать Рудольфу письмо, и в нем признаться, что никогда не любила его, а увлечена Вурмом. Отца выпускают из-под стражи, и он вместе с Луизой собирается уехать. Неожиданно приезжает Рудольф, чтобы удостовериться, что письмо Луизы написано ею. Связанная обещанием, девушка подтверждает это Рудольфу. В отчаянии он отравляет Луизу и себя ядом. Почувствовав приближение смерти, Луиза рассказывает всю правду любимому. Когда Луиза на руках отца умирает, появляются граф с Вурмом. Собравшись с последними силами, Рудольф закалывает Вурма и падает замертво рядом с возлюбленной.
Качество: SATRip
Формат: AVI
Видео: DivX 5 720x400 25.00fps
Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 127Kbps
Продолжительность: 02:25:46
Размер: 1186 MB