Год выпуска: 1998
Продолжительность: 1:37
Режиссер: Олег Меньшиков
В ролях: Олег Меньшиков в роли Чацкого
Игорь Охлупин в роли Фамусова
Екатерина Васильева в роли Хлёстовой
Сергей Мигицко в роли Репетилова
Описание:
Вне всякого сомнения, самая незабываемая театральная постановка
последнего десятилетия. Классический текст Александра Сергеевича
Грибоедова снова звучит со сцены, как во времена Царёва и Ливанова.
Забавно, что спектакль был в пух и прах разруган театральными
критиками, но разве кто-нибудь ещё сомневается, что театральные критики
так же плохо разбираются в театре, как кинокритики в кино?
Пожалуй,
феномен зрительской неподготовленности может объяснить разительное
несоответствие между прохладным приемом критики и восторженным —
публики. Критикам есть с чем сравнивать — с другими постановками, с
самой пьесой, наконец. Публика не сравнивает — она с удовольствием
потребляет то, что ей дают, и не только из-за огромного личного обаяния
Олега Меньшикова, но и оттого, что жанр спектакля вполне отвечает тому,
чего ждут от посещения театра уставшие от будничных проблем люди —
легкого зрелища, водевиля. По этой же причине спектакль не устраивает
критиков и ту часть публики, которая "Горе от ума” и читала, и на сцене
видела и которой хотелось бы понять, ради чего и как сегодня, в конце
90-х годов двадцатого столетия, можно создать еще одну сценическую
версию пьесы. Ее водевильный вариант устроить никак не мог.
Есть
несколько традиционных для русской сцены путей сыграть "Горе от ума”.
Один, "костюмно-исторический”, вполне хорош, если есть яркие
исполнители главных и эпизодических ролей: мастерски написанная пьеса в
сочетании с профессиональной работой режиссера и актеров обречена на
успех. Другой, публицистический, предполагает нарочитое отстранение от
эпохи, сознательное осовременивание речей Чацкого и его полемики с
Фамусовым. Он хорош в переломные моменты в жизни общества, его часто
выбирали в советское время в годы оттепели и застоя, и эзоповы речи
находили восторженное понимание у интеллигенции. В конце восьмидесятых
— начале девяностых, в первые годы перестройки, почти наверняка
постановщика привлекла бы эта грань пьесы; но не сейчас. Вольно или
невольно, Меньшиков выбрал иной, упрощенный путь, преобразовав высокую
комедию в водевиль. В его постановке акцент сделан на любовном
треугольнике, точнее, многоугольнике Чацкий — Софья — Скалозуб —
Молчалин — Лиза — Петрушка. Бесспорно, это важнейшая пружина пьесы,
которая движет действие. Но если оставить только эту линию, совершенно
лишними становятся все основные монологи Чацкого, в которых он
высказывает свои мысли о правильном устройстве общества. Чацкий
Грибоедова — влюбленный общественный деятель, который терпит фиаско (по
крайней мере в пределах одного дня) на обоих фронтах. Чацкий Меньшикова
— просто влюбленный, и свои монологи он проговаривает точно наспех
вызубренный чужой текст — его на самом деле не интересуют ни Фамусов с
его Максимом Петровичем и сомнительными моральными принципами, ни
Скалозуб сам по себе, ни Молчалин как личность (без-личность), но одна
только Софья и все они — постольку, поскольку они к ней имеют хоть
малейшее отношение.
Формат:VHS Rip
Качество: AVI
Видео Кодек: DivX Codec 5.2.1
Видео: 592x432 (1.37:1), 25 fps, ~1280 kbps avg, 0.20 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~192.00 kbps avg