Эта запись имеется на сайте в формате (MP4, H.264): http://t-portal.ru/load/32-1-0-515.
Предлагаемый вам вариант более доступен для просмотра на домашней аппаратуре.
Мировая премьера состоялась в Большом театре 26 октября 2001 года.
На премьере спектакль был показан вместе с балетом Ролана Пети - "Пасскалья", который также записан здесь.
1. Название: Пиковая дама
Оригинальное название: La Dame de Pique
Год: Запись осуществлена 19 мая 2005 года на сцене ГАБТ России.
Хореография: Ролан Пети (Roland Petit) на музыку Шестой симфонии Петра Ильича Чайковского
(музыкальная редакция Ролана Пети)
Либретто: Ролан Пети (Roland Petit) по одноименной повести Александра Пушкина
Художник–постановщик: Жан-Мишель Вильмотт
Оркестр Государственного академического Большого театра России
Дирижер: Владимир Андропов
Выпущено: Франция, Bel Air Media, NHK, Mezzo совместно с ГАБТ России
Действующие лица и исполнители:
Германн - Николай Цискаридзе
Графиня - Илзе Лиепа
Лиза - Светлана Лунькина
Чекалинский - Георгий Гераскин
2. Название: Паскалья
Оригинальное название: Passacaille
Хореография: Ролан Пети (Roland Petit)
Музыка: Антон Веберн (Anton Webern)
Оркестр Большого театра. Дирижер Владимир Андропов
Исполнители: Светлана Лунькина, Ян Годовский, Тамара Абакелия, Марина Богданович, Алеся Бойко
"Пассакалья" - (итал. passacaglia, исп. passacalle, от pasar ― проходить и calle ― улица) в современной классической музыке ― одна из форм вариаций на выдержанный бас (basso ostinato), а также произведение, написанное в такой форме.
РОЛАН ПЕТИ О СПЕКТАКЛЕ
Лет двадцать пять назад Михаил Барышников обратился ко мне с просьбой поставить для него балет на сюжет пушкинской "Пиковой дамы" . Я всегда восхищался этим танцовщиком, одним из лучших в ХХ веке, и потому охотно согласился. Было решено использовать музыку одноименной оперы Чайковского. Я сочинил либретто, и мы приступили к работе. Однако вскоре Барышников заявил мне, что не станет танцевать дуэты со старой графиней, так как, по его мнению, это противоречит русскому первоисточнику. Я попытался разубедить его, показав отрывок из повести Пушкина, где прямо говорится о том, что Германн готов "сделаться ее любовником", чтоб только узнать тайну трех карт. А раз так, я считал, у меня были все основания поставить дуэт Германна с Графиней. К сожалению, Барышников не согласился, и мне пришлось уступить. Балет утратил новизну решения, став просто иллюстрацией к сюжету. Разумеется, он имел успех: в нем были замечательные декорации, прекрасные костюмы, великолепная музыка, первоклассный исполнитель ведущей партии… Но не было главного - драматургии.
Получив приглашение поставить "Три карты" в Большом, я перечитал пушкинскую повесть и написал новое либретто. В качестве музыкальной основы я вновь решил обратиться к опере, но заменив голоса музыкальными инструментами (ведь голос - тот же инструмент!). Однако из этой затеи ничего не вышло: новое либретто никак не ложилось на оперную партитуру. Тогда я взял другую вещь Чайковского - Шестую симфонию, и это оказалось именно тем, что я искал! Музыка идеально совпала с либретто. Для постановки я использовал запись, сделанную Леонардом Бернстайном, так как она длится чуть дольше, чем другие исполнения "Патетической" симфонии. Поменяв местами некоторые части произведения, я не выкинул при этом ни единого такта!
Я очень люблю "Пиковую даму", но у каждого свой Пушкин - он абсолютно интернационален, переведен на многие языки. Я предлагаю вам свою "Пиковую даму". Она напоминает мне корриду, во время которой погибают оба - и бык, и тореадор.
Дуэты Германна с Графиней являются центральными эпизодами моей постановки. Их исполняют замечательные артисты Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе, танец которых рождает удивительный эффект: вам кажется, что сама музыка Чайковского приобретает особую чистоту и пронзительность.
ИСТОРИЯ СПЕКТАКЛЯ
Впечатления Брижит Лефевр, директора балетной труппы Парижской национальной оперы:
"Я специально приехала посмотреть саму постановку, а также Николая Цискаридзе в главной партии. Ваша труппа показалась мне молодой, преданной своему делу и охотно воспринимающей французскую манеру танца. Кроме того, ваши артисты очень выразительны на сцене и умеют проявить свой актерский талант. Ролан Пети мне уже говорил, что о его "Пиковой даме" существуют разные мнения: одни считают, что это русский балет, другие - не русский… На мой взгляд, это не так уж и важно. Главное - в нем есть превосходная музыка Чайковского, великолепные русские танцовщики и, конечно же, хореография французского балетмейстера, по-своему трактующего столь популярный в России сюжет".
Награды
В 2002 году Вечер хореографии Ролана Пети (спектакли "Пиковая дама" и "Пассакалья") был удостоен премии "Гвоздь сезона", учрежденной Союзом театральных деятелей России (в тот год она вручалась впервые). Кроме того, за постановку "Пиковой дамы" Ролан Пети - первым среди иностранцев - был удостоен Государственной премии Российской Федерации. Он разделил ее с исполнителями главных ролей Илзе Лиепой и Николаем Цискаридзе.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Картина 1
Пролог
Германн одержим мыслями об игре. Ему кажется, что карты всех мастей обступают его, идут к нему от игорного стола. Он не играет сам, но наблюдает за игрой.
Появляется призрак - старуха в черном. Она ставит одну карту, затем другую, третью. Банковские билеты рекой текут на сцену. Выигравшая исчезает, не взяв выигрыша.
Германн остается один, у его ног выигравшие карты - белые, без знаков масти.
Картина 2
Игорный зал
Германн в игорном зале. Ничего не упуская из виду, он вновь наблюдает за игроками.
Картина 3
Бальный зал
Игроки присоединяются к танцующим на балу.
Германн прогуливается с внешне безразличным видом. Он хочет знать, как выиграть в карты, чтобы обеспечить свое будущее.
Появляется Графиня, странным образом напоминающая призрак старухи, который ранее видел Германн в игорном зале. За ней следует юная девушка, ее воспитанница. Все говорят о Графине и приветствуют ее. Германн тоже пытается приблизиться к ней. Он знает, что ей известна тайна "счастливых" карт.
Германн в своем воображении объясняется с Графиней. Все расходятся, Графиня следует за своей юной спутницей. Германн смотрит им вслед.
Девушке кажется, что он увлечен ею. Она возвращается за забытой сумочкой. Германн говорит с ней, уславливаясь о тайном свидании, и она дает ему ключ от своей комнаты.
Картина 4
Комната графини
Проникнув в дом Графини, Германн попадает в ее комнату. Она входит в сопровождении своей домашней свиты и воспитанницы. Снимает с себя украшения, платье, корсет и парик. Переодевшись за ширмой в ночную сорочку, возвращается и отсылает своих домочадцев.
Германн, ожидавший, когда Графиня наконец останется в одиночестве, выходит из укрытия. Он хочет знать "тайну трех карт". Графиня молчит, но Германн настаивает, пытается даже обнять ее - он мог бы "сделаться, если нужно, ее любовником", как пишет Пушкин. Наконец он угрожает ей пистолетом. Графиня падает замертво, Германн убегает.
Появляется девушка, Графиня лежит у ее ног.
Картина 5
Комната Германна
Вернувшись к себе, Германн предается отчаянию. Ему не удалось узнать тайну трех карт, и его жизнь сломана навеки. В руках у него пистолет, ставший причиной смерти Графини…
Но вот появляется она сама - или ее призрак - и называет Германну три выигрышные карты: тройка, семерка и дама - червонная, бубновая, трефовая, но только не дама пик.
Германн набрасывает куртку и убегает.
Картина 6
Большой игорный зал
Идет "большая игра". Входит Германн, присоединяется к играющим… Тройка выигрывает, семерка выигрывает. Но вот выпадает дама - он бледнеет - пиковая дама. Все кончено. Германн падает замертво к ногам старухи Графини.
Файл
Качество: SATRip
Видео: DivX 5 720x400 25.00fps
Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 96Kbps
Продолжительность: 1:31:03 ("Пиковая дама" - 1:03:00; "Паскалья" - 0:28:03)