Оригинальное название: Symphony in D & Jiri Kylian
Год: 1983
Жанр: Балет
Хореограф: Иржи Килиан (Jiri Kylian)
Композитор: Йозеф Гайдн (Joseph Haydn)
Спектакль Нидерландского балетного театра (Nederland Dans Theater) (NDT)
Исполнители: Roslyn Andtrson, Kathleen Fitzgerald, karin Heijninck, Susan McKee, Karen Tims, Eve Walstrum, Loke Zijlstra
Режиссер ТВ: Hans Hulscher
Выпущено: RM Arts/NPS
Иржи Килиан данным спектаклем выразил свой взгляд на происходящее вокруг, демонстрируя при этом расположение к уморительной шутке, фантазии, чудачеству. Это легкая насмешка, определяющая положение классического танца, в толковании Нидерландского балетного театра.
Запись живого спектакля.
О хореографе
Иржи Килиан (чеш. Jiří Kylián, 21 марта 1947, Прага) — чешский танцор и хореограф.
C 1967 учился в Лондонской королевской балетной школе. В 1968 был приглашен Джоном Крэнко в Штутгартский балет. В 1975 стал художественным руководителем Нидерландского балетного театра (нидерл. Nederlands Dans Theater) в Гааге.
Среди наиболее известных постановок — «Симфониетта» (1978, на музыку Леоша Яначека), «Симфония псалмов» (1978, на музыку Стравинского), «Забытая земля» (1981, по мотивам живописи Эдварда Мунка), «Падшие ангелы» (1989).
К двадцатилетию деятельности в Нидерландском балетном театре и к тридцатипятилетию театра (1995) Килиан получил из рук королевы Нидерландов Беатрикс Орден Оранж-Нассау. Мастер отметил это событие премьерой балета «Арчимбольдо». Премия «Бенуа де ла данс» (1998), премия Лоуренса Оливье (2000) и многие другие.
О композиторе
Основой музыкального сопровождения для спектакля послужили Симфонии №№ 101 и 73 великого австрийского композитора.
Франц Йозеф Гайдн (нем. Franz Joseph Haydn — великий австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.
Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 1 апреля 1732 года в нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (1699—1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся пением и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 г. Йозефа заметил Георг фон Ройттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет — вместе со своими младшими братьями). Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но и единственной школой. Способности мальчика быстро развивались, и ему стали поручать трудные сольные партии. Церковный хор часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах. Приглашали хор и для участия в придворных торжествах. А сколько времени уходило на выступления в самой церкви, на репетиции! Все это было тяжелой нагрузкой для маленьких певчих.
В 1749 у Йозефа стал ломаться голос и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 г. ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана; опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).
В 1759 композитор получает должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Под началом Гайдна оказывается небольшой оркестр, для которого композитор сочиняет свои первые симфонии. В 1760 Гайдн женится на Марии-Анне Келлер. Супруги никогда не расставались, но детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел.
Вскоре фон Морцин начинает испытывать финансовые трудности и заканчивает деятельность своего музыкального проекта.
В 1761 году в жизни Гайдна происходит судьбоносное событие — его берут вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро-Венгрии. В обязанности капельмейстера входит сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.
За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочиняет большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.
На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и других) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе» — в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вместо полифонической фактуры большое значение приобрела гомофонно-гармоническая фактура, но при этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань.
В 1790 году умирает Николаус Эстерхази, а его преемник, князь Антон, не будучи любителем музыки, распускает оркестр. В 1791 г. Гайдн получает контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работает в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.
Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года».
Проезжая через Бонн в 1792 г., он знакомится с молодым Бетховеном и берет его в ученики.
Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он по справедливости считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX столетий. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях — «Сотворение мира» (1798 г.) и «Времена года» (1801 г.). Оратория «Времена года» может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью.
Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802 г.) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1803 г.). Последние наброски относятся к 1806 г., после этой даты Гайдн уже не писал ничего. Скончался великий композитор в Вене 31 мая 1809 г.
Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира», 1798; «Времена года», 1801), 14 месс, оперы. Знаменитый романист Стендаль написал жизнеописание Гайдна, Моцарта, Россини и Метастазио в письмах.
Ну, и просто так, для информации: В честь Гайдна назван кратер на Меркурии, что особо для его творчества ничего не значит, однако, оставляет какой-то след в памяти о великом композиторе!
Качество: SATRip
Формат: AVI
Видео: DivX 5 720x528 25.00fps [Stream 00]
Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128Kbps
Продолжительность: 00:28:18
Размер: 230 MB