Название: Енуфа (Йенуфа) (Её падчерица)
Оригинальное название: Jenufa (Jenůfa)
Год: 1989
Жанр: Опера в двух действиях
Композитор и автор либретто: Леош Яначек (Leos Janacek)
Режиссер-постановщик: Nikolaus Lenhoff
Оркестр: Лондонский филармонический оркестр (The London Philharmonic)
Дирижер: Andrew Davis
Хор: The Glyndebourne Chorus
Хормейстер: Ivor Bolton
Исполнители: Roberta Alexander, Menai Davies, Anja Silja, Philip Langridge, Mark Baker, Robert Poulton, Gordon Sandison, Linda Ormiston, Alison Hagley, Sarah Pring, Lynne Davies
Режиссер видеозаписи: Derek Bailey
Выпущено: Великобритания, Glyndebourne Festival Opera, TVS Television Limited
Язык: Чешский, с субтитрами на французском
С каждым годом имя чешского композитора Леоша Яначека все чаще появляется на оперных и концертных афишах, и в этом можно увидеть одно из самых важных проявлений справедливого приговора истории. Яначеку было за пятьдесят, когда, ютясь в моравском захолустье габсбургской Австро-Венгрии, он переходил от надежды к отчаянию, в который раз перелистывая страницы своих партитур. Как о несбыточном счастье мечтал он услышать их в реальном, а не в воображаемом звучании.
Предлагаемая вашему вниманию опера Леоша Яначека «Енуфа» (Её падчерица) была показана и записана на видео в 1989 году на Глайндборнском оперном фестивале.Лучшее оперное произведение Яначека «Катя Кабанова» (литературная основа - «Гроза» Островского) я скоро представлю на ваш суд.
В моих публикациях ранее был представлен балет Йиржи Килиана «Симфониетта», поставленный на музыку Леоша Яначека.
О ФЕСТИВАЛЕ
Глайндборнский оперный фестиваль (англ. Glyndebourne Festival Opera) — ежегодный оперный фестиваль, проходящий в Англии. Место проведения фестиваля — имение Глайндборн близ городка Льюис (Lewes), графство Восточный Сассекс. Владелец имения Джон Кристи был заядлым любителем музыки и устраивал в своём доме любительские оперные спектакли; познакомившись на одном из них с певицей Одри Майлдмэй и женившись на ней в 1931 г., Кристи решил поднять уровень мероприятий, и в 1934 г. состоялся первый фестиваль профессионального уровня, открывшийся 28 мая постановкой «Свадьбы Фигаро» Моцарта с Майлдмэй в партии Сюзанны. К концу 1930-х гг. Глайндборнский фестиваль уже был одним из важнейших событий в мировом оперном календаре. На время Второй мировой войны фестиваль был закрыт, а в Глайндборне располагался приют для эвакуированных из Лондона детей.
Первоначально фестиваль поддерживался полностью на личные средства Кристи, затем ему удалось найти для него дополнительную спонсорскую поддержку. К настоящему времени директор фестиваля — внук его основателя Гас Кристи.
Основным оркестром, участвующим в фестивальных постановках, является Лондонский филармонический оркестр. Ряд постановок осуществляется при участии более камерного Оркестра эпохи Просвещения.
С 1968 г. в дополнение к стационарному фестивалю появилась гастрольная программа, в рамках которой фестивальные постановки показываются в нескольких английских городах.
Первоначальная вместимость зала, в котором давались представления, составляла 300 мест. В ходе нескольких перестроек к 1977 году она была доведена до 850, к тому же был построен отдельный репетиционный зал. Тем не менее развитие фестиваля делало эти меры недостаточными, и в 1990 г. было объявлено о строительстве нового здания. В 1992 г. строительство началось, и из-за этого фестиваль 1993 г. был пропущен. 28 мая 1994 г., в 60-ю годовщину фестиваля, в новом здании, вмещающем 1200 зрителей, вновь, как и шестьюдесятью годами ранее, была дана «Свадьба Фигаро».
Критики отмечают, что уже в спектаклях-первенцах Глайндбурн прописал опере свои уникальные рецепты, которым тут трепетно следуют и по сей день. Прежде всего — созидание гармоничного художественного целого, некий алхимический сплав музыки, театра, живописи и других видов, когда сознание зрителя не может, а иногда и не хочет разделять спектакль на пение и все остальное. Стиль интеллектуального режиссерского театра в Глайндбурне отрицает систему звездного конвейера. Главное условие Глайндбурна — долгая, тщательная работа, фанатичная шлифовка деталей.
В текущем году фестиваль проходит в сроки: 20 мая - 29 августа 2010.
О КОМПОЗИТОРЕ (Авторы: Имре Балашша, Шандор Гал Дёрдь)
Леош ЯНАЧЕК (чеш. Leoš Janáček, 3 июня 1854, Хуквальды, в то время Австрия – 12 августа 1928, Острава, Чехословакия) – чешский композитор, музыковед-этнограф и педагог.
Леош Яначек, один из наиболее интересных представителей чешской музыки, родился в 1854 году в Хуквальдах у силезской границы. Отец его происходил из учительской семьи, мать - из семьи ткачей. Детство композитора связано с этим лесисто-холмистым краем. Семья Леоша жила в бедности, так как у отца Яначека, провинциального учителя, было четырнадцать детей. С одиннадцати лет мальчик начинает зарабатывать на хлеб, поступив в хор одной из церквей города Брно. Затем он работает помощником учителя, органистом, а позднее учителем. Учёбу Яначек продолжает в Лейпциге и Вене. К этому времени, около 1880 года, он уже известен своими хоровыми произведениями, сочинениями для струнных оркестров, скрипичными и фортепьянными сонатами, а также песнями. Яначек пишет теоретические статьи, редактирует сборники моравских народных песен. Творческая деятельность Яначека развёрстывается в полную силу в начале 1900-х годов, когда ставится его опера "Енуфа" ("Её падчерица"), успех которой вдохновляет композитора на дальнейшее творчество. Значительный интерес представляют оперы Яначека "Начало романа" (написана ещё до "Её падчерицы"), а также "Судьба".
Появляется его песенный цикл "Дневник пропавшего", исполняется оркестровая рапсодия "Тарас Бульба", с огромным успехом ставятся оперы "Катя Кабанова" и "Лисичка-плутовка". К числу выдающихся произведений композитора принадлежат также кантата "Амарус", фортепьянный цикл "По мшистой тропинке", симфоническая поэма "Бланикская баллада", первый струнный квартет, написанный под влиянием "Крейцеровой сонаты" Толстого, квинтет "Юность" для духовых инструментов, Древнеславянская месса, симфониетта и несколько квартетов. Последняя опера Яначека "Из мёртвого дома" написана на тему "Записок из мёртвого дома" Достоевского.
Искусство Яначека на закате его жизни встречает всеобщее признание в Германии, Англии и Америке. Он преподаёт в пражской консерватории, получает много наград. Но ни слава, ни чины, ни признание не меняют его характера, индивидуальности и склонностей.
Преклонение перед природой, нежная любовь к отчизне и своему народу - неотступные спутники выдающегося композитора.
12 августа 1928 года смерть прервала его жизнь и работу.
Яначек - личность нового типа в истории чешской музыки. Его биографы, наиболее глубокие знатоки творчества композитора, работавшего во всех областях музыки, в один голос утверждают, что его творчество совершенно уникально. Способ выражения и темы у него сугубо индивидуальны, стиль неподражаем. Отмечают и то, что Яначек - характерно реалистический композитор, всегда выражавший правду жизни. "Музыка его полнокровна, сгущена, вся она - движение, ибо обращена к непрерывно изменяющейся жизни, свету. Это здоровая, кипящая и захватывающая музыка". В темпераменте Яначека проявлялись драматические черты. Этим объясняется, что Яначек с такой любовью относился к сцене, в чём композитору помогало его проникновенное изучение речи людей. В своей музыке он не раз удачно использует мелодийные элементы интонаций повседневного языка. Один из его критиков метко определяет, что исходной точкой новаторского стиля музыкальной драмы Яначека было изучение живой человеческой речи. "Речевые интонации служат ему указателем реалистической подлинности музыкальной речи".
Особенно ярко выступает эта черта в лучшей музыкальной драме Яначека "Катя Кабанова". Основой для этой оперы композитору послужила драма крупнейшего русского драматурга Островского "Гроза".
О ПРОИЗВЕДЕНИИ (Автор - М. Друскин)
Опера в трех действиях; либретто композитора по драме Г. Прейссовой "Ее падчерица".
Первая постановка: Прага, 31 марта 1901 года.
Действующие лица:
Бабушка Бурыйа, хозяйка мельницы (меццо-сопрано), Сводные братья, её внуки: Лаца Клемень (тенор) и Штева Бурыйа (тенор), Дьячиха (церковная сторожиха), вдова, невестка Бурыйи (сопрано), Енуфа, её падчерица (сопрано), Старик-работник на мельнице (бас), Староста (бас), Старостиха (меццо-сопрано), Каролка, их дочь (меццо-сопрано), Служанка (меццо-сопрано), Барена, служанка (сопрано), Янек, пастушок (сопрано), Кума (меццо-сопрано).
Рекруты, музыканты, рабочие на мельнице, деревенские жители, дети.
Действие происходит в чешской деревне в конце XIX века.
Во дворе мельницы, стоящей на краю горной деревушки, заняты хозяйственными заботами бабушка Бурыйя и Лаца. Здесь же Енуфа, пришедшая помочь родственникам. Печальны ее мысли: если Штеву заберут в солдаты, не бывать свадьбе. А у нее должен родиться ребенок. Нерадостны и размышления Лацы: — безответна его любовь к Енуфе, да и дома плохо живется — Бурыйя все делает для Штевы, а к Лаце относится, как к простому батраку. Внезапно работник приносит новость: Штеву освободили от рекрутчины. Бурыйя и Енуфа счастливы. Лаца озлоблен: пропала его последняя надежда завоевать сердце Енуфы. Шумной толпой вваливаются новобранцы, с ними пьяный Штева. Разгневанная его поведением Дьячиха грозит, что не выдаст за него свою падчерицу Енуфу, если парень не даст слово, что год не прикоснется к хмельному. Енуфа умоляет жениха образумиться. Лаца горячо говорит девушке, что бездельник и шалопай Штева — не пара ей, признается в любви. Но Енуфа отталкивает парня. Охваченный ревностью, он ударяет ее ножом в лицо.
Изба Дьячихи. Здесь уже полгода заперта Енуфа. После того страшного дня она призналась в грехе мачехе, и Дьячиха решила во что бы то ни стало скрыть правду от односельчан. Неделю назад у Енуфы родился сын. Дьячиха дала Енуфе сонного зелья, а сама уговаривает Штеву жениться. Но у того уже назначена свадьба с дочерью деревенского старосты Каролкой. Воспользовавшись удобным случаем, он сбегает. Появляется Лаца. Он молит Дьячиху выдать за него Енуфу. Сгоряча старуха рассказывает ему обо всем. Лаца ошеломлен. Чтобы как-то сгладить впечатление, Дьячиха говорит, что ребенок умер, и страшная мысль овладевает ею. Выпроводив парня, она хватает ребенка и бежит к пруду. Возвратившись, она говорит очнувшейся Енуфе, что за два дня, которые та была в беспамятстве, ребенок умер. Вновь приходит Лаца. Нежностью и любовью он согревает измученную Енуфу, и она соглашается на брак.
Празднично украшена изба Дьячихи. Сегодня свадьба. Все радостны, лишь Дьячиха мрачна, ее мучает раскаяние. В момент обручения на улице раздается тревожный крик. На речке парни нашли труп младенца. Енуфа узнает чепчик своего маленького Штевушки, Дьячиха признается в совершенном преступлении. Узнав о низости Штевы, Каролка отказывается от жениха. Дьячиху уводят. С Енуфой остается Лаца. Он всегда будет любить ее.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В 1891 году в брненском театре состоялась премьера пьесы «Ее падчерица» молодой чешской писательницы Габриэлы Прейссовой (1862—1946). Это жизненная драма из крестьянского быта, обличающая косность и жестокость нравов в отдаленных заброшенных деревнях Моравии. Спектакль произвел на Яначека сильное впечатление. Возник замысел оперы. Композитор решил сам написать либретто. Очень бережно отнесясь к тексту, он сократил лишь подробности, замедляющие развитие действия. Изложение стало более лаконичным, на первый план выдвинулся образ Дьячихи, мачехи главной героини драмы Енуфы. В 1895 году либретто было завершено, и Яначек принялся за сочинение музыки. Опера создавалась сразу в партитуре, но работа над ней затянулась до 1903 года. Премьера состоялась 21 января 1904 года в Старом театре в Брно и сопровождалась огромным успехом. В Праге «Ее падчерица» была поставлена в 1916 году в новой редакции, а в феврале 1918 года состоялась премьера оперы в Вене.
МУЗЫКА
Музыка «Ее падчерицы» отличается ярким национальным колоритом, пленяет свежестью и своеобразием. Следуя традициям Даргомыжского и Мусоргского, композитор пронизал музыкальный язык оперы декламационностью, оборотами, близкими к реальной человеческой речи. Вместе с тем здесь широко использовано мелодическое богатство чешского песенного фольклора, особенно в крайних актах, большая часть которых отведена разнохарактерным массовым сценам; второй же акт — центр психологической драмы. Оркестровое вступление первого акта передает тревогу и смятение Енуфы. Тот же характер музыки сохраняется в ее монологе «Уж вечер близок» с выразительной распевной мелодикой. Монолог Лацы «Вы, бабушка…» проникнут горечью, обидой. В квартете Енуфы, Бурыйи, Лацы и Работника выражены противоречивые чувства, волнующие каждого из них. Хор новобранцев написан в духе разудалой молодецкой песни. Дуэт Штевы и Енуфы основан на резком противопоставлении мягких, напевных лирических интонаций девушки и резких, грубых, отрывистых возгласов парня. Хор «Как средь гор каменных», подобно рекрутской песне — народного склада, на этот раз плясового. Финал — драматическая кульминация акта (сцена Лацы и Енуфы) — завершается оркестром; сцена членится на несколько разделов; в первом (Лаца насмехается над Енуфой) музыка носит танцевальный характер; во втором — лирическом — господствует светлая напевная мелодика в третьем — драматически насыщенном — отрывочные восклицания героев накладываются на экспрессивную оркестровую партию. Оркестровая интродукция второго акта передает гнетущую атмосферу в избе Дьячихи. На тех же музыкальных темах построен последующий диалог Енуфы и Дьячихи. Сцена Дьячихи и Штевы глубоко драматична; гневные реплики старухи чередуются с молящими, полными страха и смятения, интонациями Штевы. Тревожно звучит диалог Дьячихи и Лацы. Монолог Дьячихи «Каждое мгновение» развивается от однообразных монотонно повторяющихся мотивов через мелодию молитвенного склада к исступленному заключению. В монологе Енуфы «Мамочка» сопоставлены различные эмоциональные состояния — душевная усталость, угнетенность, страх за ребенка, бессилие. Трагическая сцена Дьячихи и Енуфы сменяется просветленным дуэтом Енуфы и Лацы. Заключение акта — полный тревоги монолог Дьячихи «Мне глядела смерть…» Вступление к третьему акту воплощает тяжкие переживания Дьячихи. Первая половина акта пронизана контрастами; подавленности, страху и тревоге противопоставлено праздничное беззаботное настроение, царяшее вокруг. Дуэт Енуфы и Лацы светел и безмятежен. Радостен женский хор «Ой, мама, мама». Сцена признания Дьячихи глубоко драматична; ее речь сплетается с взволнованными репликами хора и других действующих лиц. Заканчивается опера дуэтом Енуфы и Лацы — широкораспевной, лирически подъемной музыкой, звучащей и в оркестровом заключении.
Файл
Качество: SATRip
Формат: AVI
Видео: DivX 5 704x528 25.00fps 1000kbps
Аудио: MPEG Audio Layer 3 32000Hz stereo 256kbps
Продолжительность: 01:57:58
Размер: 1068 MB