16:28 Рахманинов играет . [Классика ] \ Plays Rachmaninov | |||||||||||||||
Сборник фортепианных произведений в исполнении Рахманинова.
С.В. Рахманинов родился в 1873 г. в имении Онег близ Новгорода. Происходил он из дворянской семьи; семья была очень музыкальна. Прабабка композитора, М.А. Рахманинова-Маманович, прекрасная музыкантша, училась у лучших учителей того времени. Дед Сергея Васильевича, Аркадий Александрович, ученик Дж. Филда, был замечательным пианистом; он сочинял романсы и фортепианные пьесы, участвовал в частных концертах. Отец композитора Василий Аркадьевич, по воспоминаниям одной из его сестер, «часами играл на фортепиано, но не пьесы известные, а Бог знает что, но слушал бы его без конца...» Именно он был автором знаменитой польки, транскрипция которой стала одним из популярнейших «бисов» современных пианистов.
Сергей Васильевич начал учиться музыке в четыре года, сначала у матери, затем у знакомой его родителей, А.Д. Орнатской. Несмотря на то, что его необычайная одаренность была всеми замечена, Сергея готовили к поступлению в Пажеский корпус. Однако судьба распорядилась иначе. Вследствие широкого образа жизни В.А. Рахманинова благополучие семьи было расстроено, родители будущего композитора разошлись; о поступлении в Пажеский корпус, весьма дорогое учебное заведение, не могло быть и речи, и Сережу отдали в Петербургскую консерваторию, в класс проф. Демянского. Будущий великий композитор оказался не очень старательным студентом; учению он предпочитал катание на коньках; любил также соскакивать с конки на полном ходу и строить горки из досок обеденного стола. Большой радостью для Сережи было общение с его любимой бабушкой, С.А. Бутаковой, с которой он проводил летние месяцы; они вместе посещали церковные службы, и будущий композитор прислушивался к духовному пению, колокольному звону новгородских церквей. Время, проведенное с бабушкой, было счастливейшим в его детстве. В 1885 г., по совету двоюродного брата Сергея, А.И. Зилоти, известного пианиста и ученика Листа, мальчика отправили в Московскую консерваторию и определили его к Н.С. Звереву. В его доме Рахманинов жил и воспитывался до 1889 г. Зверев не только обучал своих питомцев игре на фортепиано; он давал им разностороннее образование. Очень важную роль играла атмосфера, царившая в доме: там бывали интереснейшие люди, замечательные музыканты, именно у Зверева Рахманинов впервые встретился с П.И. Чайковским, А.Г. Рубинштейном. В 1889 г. Рахманинов переходит на старшее отделение консерватории - к А.И. Зилоти. Одновременно он изучает специальные теоретические предметы (контрапункт - у С.И. Танеева, фугу и свободное сочинение - у А.С. Аренского). К этому времени относятся и его первые композиторские опыты. Рахманинов окончил консерваторию по классу фортепиано (в 1891 г.) и композиции (в 1892 г.) с Большой золотой медалью. Дипломной работой его была опера «Алеко» (в 1893 г. поставлена в Большом театре). Немалую поддержку молодому композитору оказал П.И. Чайковский. В эти годы Рахманинов сочиняет 1-й фортепианный концерт, одночастное «Элегическое трио», Пьесы-фантазии op.3, Салонные пьесы op.10, романсы, оркестровую фантазию «Утес». В 1893 г., потрясенный смертью Чайковского, он за два месяца создает бессмертное Элегическое трио «Памяти великого художника». В 1897 г. в одном из «Русских симфонических концертов» впервые прозвучала Первая симфония Рахманинова (дирижировал А. Глазунов). Симфония не понравилась; во многом это было связано с неудачным исполнением. Композитор очень тяжело переживал этот провал, в течение трех лет он почти ничего не писал. В эти годы Рахманинов заинтересовался дирижированием, работал 2-м дирижером Московской частной русской оперы. Тогда же начинается его дружба с Ф.И. Шаляпиным, которой суждено было продлиться много лет. В 1900 г. написаны две части Второго фортепианного концерта (2-я и 3-я). Композитор посвятил его врачу-гипнотизеру Н. Далю, лечение у которого во многом помогло ему преодолеть творческий кризис. Концерт имел огромный успех; в 1901 г. дописана 1-я часть. В 1900-е годы Рахманинов создает оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», кантату «Весна», Виолончельную сонату, Прелюдии op.23; позднее появляются две фортепианных сонаты, Вторая симфония, симфоническая поэма «Остров мертвых», Третий фортепианный концерт, Прелюдии op.32. В эти годы Рахманинов много концертирует в России и за рубежом; кроме сольных концертов, он выступает в дуэте с виолончелистом А. Брандуковым и с Ф.И. Шаляпиным. В 1904-06 гг. Рахманинов занимал пост капельмейстера Большого театра. Впрочем, интенсивная творческая работа сразу в трех направлениях (музыкальный критик И. Липаев сказал о нем: «С.В. Рахманинов жжет свою свечу... с трех сторон: он творец, пианист и дирижер») тяготила Рахманинова-композитора. Отказавшись возобновить контракт с Большим театром на третий сезон, он говорил, что «чужая музыка ему мешает». Период творческого расцвета продолжается до 1917 г. В это время появляются два цикла этюдов-картин (op.33, 1911; op.39, 1917), вокально-симфоническая поэма «Колокола», романсы op.38 (в их числе - знаменитый «Вокализ»). Тогда же Рахманинов работает над Четвертым фортепианным концертом, законченным много позднее, в эмиграции. Концертная его деятельность также очень интенсивна. В декабре 1917 г. Рахманинов с семьей навсегда покинул Россию. После нескольких месяцев, проведенных в Скандинавии, он перебрался в США, где и жил до конца жизни. Его композиторская деятельность сокращается, и на первый план выходит исполнительское творчество. Рахманинов играл ежегодно по несколько десятков концертов. Популярность его в США была поистине колоссальной; его узнавали носильщики, кондукторы в поездах, шоферы. Рахманинов тяжело переживал вынужденный разрыв с Россией. В одном из интервью он говорил: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний». В годы эмиграции был закончен Четвертый фортепианный концерт (1926) одновременно созданы «Три русские песни» для хора и оркестра. В 1931 г. написаны «Вариации на тему Корелли», в 1934 г. - «Рапсодия на тему Паганини». Затем появляются Третья симфония (1935-36) и Симфонические танцы (1940). Еще в России Рахманинов жертвует значительные средства на благотворительность (в последние годы перед отъездом - половину сбора с каждого концерта). В США эта благородная (и тщательно им скрываемая!) деятельность достигла огромных масштабов. Он посылал в Россию продукты, деньги, помогая музыкантам и ученым, художникам и писателям, актерам, преподавателям (например, в Москву были отправлены посылки во все без исключения высшие учебные заведения). Большую помощь получали от него и русские эмигранты. Во время 2-й мировой войны он передавал средства в Фонд обороны СССР, отправлял посылки советским солдатам. Рахманинов умер в 1943 г. в Беверли-Хиллс в Калифорнии © Classical Records
| |||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |