• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: admin  
Пина Бауш - Путь к радости!
admin
  • Администраторы
  • Сообщений - 1557
  • Нарушений -
  • Репутация - 1017
Написал - 13-10-08 в 13:02 - 1
«Я не следую никакой школе, я просто танцую. Безумие считать, что в танце должна существовать какая-то норма, на которой построен классический балет, а все остальное — не танец. Танец может жить в любых формах. Главное — это точность пластического выражения мысли, эмоции. И дело здесь, конечно, не в технике классического танца, а в жесте, выражающем сущность происходящего с человеком. Не в том, как человек движется, а в том, что им движет».

«Икона Бауш» — так окрестил ее один из американских журналистов и, несмотря на чрезмерность эпитета, оказался в чем-то прав. Пина Бауш не просто вывела современный танец на качественно иной уровень, а создала новый стиль. К слову, ее Театр танца Вупперталь стал самым «продаваемым» товаром made in Germany на всемирном культурном рынке, а маленький, неказистый промышленный городок без достопримечательностей оказался местом настоящего паломничества любителей танца. Вот и доказывай потом, что подлинное искусство не может быть понятно массам.

Россияне впервые увидели ее на экране в феллиниевском шедевре-апокалипсисе «И корабль плывет» (1983). Ее слепая принцесса на ощупь играла в шахматы, невидящие глаза были точно обращены внутрь себя, к сути вещей, по лицу блуждала загадочная улыбка, и казалось, что она знает об этой тонущей цивилизации и равнодушном мире что-то такое, чего не дано постичь зрячим глупцам. Вторым культовым кинорежиссером, для которого Пина Бауш стала своеобразным талисманом и музой, оказался Педро Альмодовар. Отрывок из ранней Пины Бауш, мрачной, экспрессивной, изучившей все оттенки одиночества, становится своеобразным эпиграфом к его фильму «Поговори с ней».

Ее родители держали маленький ресторанчик в Золлингене и мало занимались дочерью. В пять лет ее привели на просмотр в балетную студию, где Пина легко исполнила все задания. С тех пор вопрос, кем быть, для нее не стоял. Училась у одного из основателей немецкого экспрессионизма Курта Йосса, стажировалась у Хосе Лимона и Энтони Тюдора, танцевала в «Новом американском балете» и труппе «Метрополитен-опера». Вернулась в Германию по зову своего учителя Курта Йосса. Возглавила танцевальную студию Фольгванг, а через четыре года, когда ей исполнились символические тридцать три — театр Вупперталь, о котором вскоре узнает весь мир.

Ее искусство летит поверх барьеров традиции — будь то традиция классического балета или традиция современного танца, который возвел на пьедестал естественный жест, не заботясь о том, что само по себе естество может оказаться и не сценичным. Она отказалась даже от телесных стандартов — когда на предыдущих гастролях в Москве к публике выбежал обаятельный очкарик, предлагая на ломаном русском чай-кофе зрителям первых рядов, публика ахнула — настолько не вязалось его появление с понятием «танец». Впрочем, очкарик быстро развеял все сомнения относительно своих превосходных танцевальных способностей. Очкарики, пухленькие или слишком высокие, или зашедшие далеко за границы «балетного» возраста, как знаменитый апологет Пины Бауш Доменик Мерси, европейцы, африканцы, азиаты, уникальные и объединенные в одно целое, зовущие к объединению свою публику — такова труппа, воспитанная (точнее, великолепно вышколенная) Пиной Бауш. В ее труппе нет этуалей и кордебалета — каждый имеет право на самовыражение и собственные открытия, каждый может почувствовать себя сотворцом на ее репетициях по 12 часов в день.

Пину Бауш интересует уникальность человеческой личности в контексте таких универсальных понятий, как любовь и насилие, тоска и одиночество, страх и агрессия, рождение и смерть, природа и человек. Когда-то ее спектакли были другими. В них царили черно-белые контрасты, экспрессия, граничащая с жестокостью, нервные срывы, одиночество, потерянность. Ее «Весна священная» взбудоражила даже видавший виды Париж (не говоря уже о девственной по части современной хореографии Москве) — экстатический танец обезумевших, полуобнаженных женщин на засыпанной торфом сцене (так, впрочем, искусно организованный, что оторваться было невозможно). Ее «Контактхоф» исследовал проблему человеческого общения: безмолвные баталии мужчин и женщин, светские «шутки» вроде заводной мыши, которой кавалеры пугали дам, жутковатое танго-медитация, во время которого, никем не замеченная, умирала одна из девушек, и, наконец, издевательства, которые изящно проделывали друг над другом женщины на каблуках и мужчины в смокингах — звериные инстинкты, прорвавшиеся сквозь хрупкие заслонки культуры. В ее культовом «Кафе «Мюллер» (единственном, где станцевала сама у себя Пина Бауш) люди плутали меж многочисленных стульев, не в силах выпутаться из ситуации-наваждения, найти пути друг к другу, вернуться к себе истинным. От этой лирической, предельно откровенной и безысходной исповеди перехватывало дыхание.


Трудно найти такого художника, чьи эмоции в течение жизни эволюционировали от экзистенциального отчаяния к пьянящему чувству полноты жизни. Пина Бауш и здесь пошла поперек течения.

Последние ее спектакли переполнены радостью и красками. Многие из них «вырастают» из самой жизни, точнее, из самых ярких ее впечатлений, ведь, отправляясь в путешествие, мы начинаем чувствовать и впитывать с удесятеренной силой. Из таких исследований-путешествий, когда уезжают в другую страну и бродят по городу (от блошиных рынков до фешенебельных ресторанов), коллекционируя эмоции и впечатления, родились «Страна лугов» (Будапешт), «Мойщик окон» (Гонконг) или «Мазурка Фого» (Лиссабон). В них улыбаются так, что невозможно не улыбнуться в ответ, съезжают на лыжах с огромных цветочных гор, заигрывают с водой, угощают публику вином и кофе, пасут кур, подшучивают над сизифовым трудом (что поделаешь, все мы в этой жизни немного Сизифы), жгут костры, качаются на качелях, сетуют на то, что человек за жизнь в среднем пять лет стоит в очереди и только две недели целуется, устраивают дефиле, охотно позволяют смеяться над своими недостатками, показывают детские фотографии. И, главное, танцуют — танцуют до самозабвения.

 «Мазурка Фого» (в переводе — огненная или праздничная, в ритмах танго, фадо и самбо) 1998 года, которую привезли на нынешний Чеховский фестиваль — из числа «радостных» спектаклей Пины Бауш. В ее прологе десятки рук поднимают и опускают актрису, которая стонет в микрофон так, точно транслирует самого Эроса. Рефреном всей «Мазурки» становится свободный полет и безопасное падение в чьи-то крепкие руки. Огромный задник-экран с помощью верного соратника Пины Бауш, художника Петера Паста, превращается в океан, точно хлынувший на сцену. Здесь много смешных сценок вроде дискотеки в хижине на берегу, катания на водяной горке или семейного обеда с обменом вставными зубами. Но еще больше чувственности, вожделения, страсти и… белой зависти европейца к латиноамериканской радостной телесности (фильм о виртуозных танцорах Кабо Верде, на фоне которых мельчают собственные исполнители — самоироничное тому подтверждение). Здесь собрана целая антология сексуальных игр, от самых невинных до жестоких. Но пресловутая война полов (а как же без нее?!) заканчивается великолепным умиротворяющим перемирием, когда представители обеих армий, женщины и мужчины, валятся на роскошный цветочный ковер. Прекрасный финал не только для спектакля, не правда ли?

Источник: http://www.kult-pohod.ru/themes/persona/pinabaush.phtml


valdans
  • Проверенные
  • Сообщений - 12
  • Нарушений - 0%
  • Репутация - 0
Написал - 20-10-08 в 02:35 - 2
Я полность согласен с фразой:«Я не следую никакой школе, я просто танцую. Безумие считать, что в танце должна существовать какая-то норма, на которой построен классический балет, а все остальное — не танец. Танец может жить в любых формах. Главное — это точность пластического выражения мысли, эмоции. И дело здесь, конечно, не в технике классического танца, а в жесте, выражающем сущность происходящего с человеком. Не в том, как человек движется, а в том, что им движет».
valdans
  • Проверенные
  • Сообщений - 12
  • Нарушений - 0%
  • Репутация - 0
Написал - 20-10-08 в 02:36 - 3
Скажите а есть ли ее спектакли выложеные на сайте?
admin
  • Администраторы
  • Сообщений - 1557
  • Нарушений -
  • Репутация - 1017
Написал - 20-10-08 в 03:23 - 4
valdans, здрастье приехали!))))
Идите сюда http://t-portal.ru/load и в поиске набирайте Пина Бауш и будет вам мнооого счастья!))))

visak83
  • Проверенные
  • Сообщений - 2
  • Нарушений - 0%
  • Репутация - 0
Написал - 29-10-08 в 23:41 - 5
Quote (valdans)

Я полностью согласен с фразой:«Я не следую никакой школе, я просто танцую. Безумие считать, что в танце должна существовать какая-то норма, на которой построен классический балет, а все остальное — не танец. Танец может жить в любых формах. Главное — это точность пластического выражения мысли, эмоции. И дело здесь, конечно, не в технике классического танца, а в жесте, выражающем сущность происходящего с человеком. Не в том, как человек движется, а в том, что им движет»

А я полностью не согласен. Танец никаких "мыслей" не выражает и выразить не может. Какие мысли выражает вариация? А танец райской птицы (или простого журавля)? Не случайно Бауш говорит о "жесте". Правильно: жестикуляция, "мимирование"-выражает и чувства и (в контексте мизансцены)-смысл. Но не танец. Танец выражает только одно: через "ловкость" и "упорядоченность"-красоту. Еще точнее-прекрасное. Эта развившаяся в результате эволюции способность воспринимать красоту танца ("очаровываться") животным пригодилась для оценки пригодности кандидата к "браку"(возбуждает любовное чувство. Кстати и у людей этого инстинктивного отклика на красивый танец никто не отменял).Но наши далекие предки,хоть и были довольно жалкими троглодитами, пошли в творческом осмыслении феномена дальше братьев меньших, и стали использовать танец в магических целях. (Впрочем, для этого и смех неплохо подходил). Ну а мы,продвинутые эстеты,отбросили (или почти отбросили) эти древние пережитки и просто наслаждаемся прекрасным. А то,о чем говорит Бауш-в лучшем случае-пантомима, в худшем-дрыгоножество, хорошо вписывающееся в представление о "современном искусстве"(прости Господи за такие слова на ночь глядя).
admin
  • Администраторы
  • Сообщений - 1557
  • Нарушений -
  • Репутация - 1017
Написал - 30-10-08 в 00:04 - 6
visak83, Конечно же это самовыражение ее творчества! Однако без того багажа, которым она располагает вряд ли можно было создать нечто новое! Но и здесь же хочу заметить, что если бы она танцевала по каким то канонам или думала о них во время сочинения у нее не получилось бы того, тонкого психологизма, каким наполнен ее танец! Именно танец, а не жест! Вот вам пример! Петух перед курицей не жестикулирует и не занимается пантомимой! Он танцует свой ритуальный танец! И танец его имеет смысл!)))) А о какой райской птице вы говорите я так и не понял!
Из покон веков танец носил что ни на есть смысловое значение!
Возможно Пина применяет несколько не стандартные формы воплощения танца, каким мы привыкли его видеть и возможно по классификации это понятие не совсем подходит (что спорно) в любом случае она расширила наше восприятие!

visak83
  • Проверенные
  • Сообщений - 2
  • Нарушений - 0%
  • Репутация - 0
Написал - 30-10-08 в 16:23 - 7
"Райские птицы" обитают на островах Океании,отличаются красивым оперением. Некоторые из них (как раз не очень красивые) обладают исключительными "танцевальными способностями". Это впечатляет!. Вот пара картинок с ю-туба: "http://www.youtube.com/watch?v=dfroAmMfsQU&feature=related: http://www.youtube.com/watch?v=cEh-zclVo44&feature=related
admin
  • Администраторы
  • Сообщений - 1557
  • Нарушений -
  • Репутация - 1017
Написал - 30-10-08 в 20:21 - 8
visak83, а я разве не о том же! В каждом танце есть смысл и идея! Не может быть танца ради танца! Хотя конечно и такое возможно, однако все равно автор несет в нем что-то! или пытается нам передать!
melezhik
  • Проверенные
  • Сообщений - 43
  • Нарушений - 0%
  • Репутация - 0
Написал - 31-10-08 в 11:19 - 9
Можно, много говорить на тему о танцевальных системах, однако, когда смотришь балеты "модернистов", так критикующих классическую систему танца (таких, правда, очень мало), хочется спросить, а как они подбирают танцоров в свою труппу. Ведь все без исключения танцоры имеют великолепные балетные данные и, наверняка, прошли серьезное обучение, иначе бы и не попали в труппу. С кривыми ногами и "непослушным" телом врядли станцуешь, то, что хочет постановщик. Вот и думайте. Что касается Пины Бауш, то иногда - это,действительно, не танец.
мелена
admin
  • Администраторы
  • Сообщений - 1557
  • Нарушений -
  • Репутация - 1017
Написал - 31-10-08 в 13:19 - 10
melezhik, А как бы тогда охарактеризовать ее хореографию?
quatro1
  • Проверенные
  • Сообщений - 167
  • Нарушений - 0%
  • Репутация - 0
Написал - 31-10-08 в 18:17 - 11
Quote (melezhik)
Можно, много говорить на тему о танцевальных системах, однако, когда смотришь балеты "модернистов", так критикующих классическую систему танца (таких, правда, очень мало), хочется спросить, а как они подбирают танцоров в свою труппу. Ведь все без исключения танцоры имеют великолепные балетные данные и, наверняка, прошли серьезное обучение, иначе бы и не попали в труппу.

Абсолютно согласен. В труппе Пины Бауш великолепно подготовленные танцоры - это факт.
На мой взгляд Пина Бауш значительно расширила понятие танца. Попробую объяснить. Пина Бауш одна из немногих хореографов, которые смогли танец сделать (как я это для себя характеризую) событийным. Т.е. движение, как элемент танца, рождается в конкретной (эмоциональной) микроситуации. Далее из микро в макро, а затем в непрерывный танец. Т.е. фраза
Quote (visak83)
Танец никаких "мыслей" не выражает и выразить не может.

к Пине Бауш не имеет никакого отношения в принципе и вообще.
При этом у Пины Бауш зародившееся движение в конкретной микроситуации, проходя эволюцию сквозь череду последующих, эволюционирует, например, в текст, или бытовые (не танцевальные) движения и т.д.
Т.е. у Пины Бауш текст, бытовые движение и прочее, что не считается танцем, на самом-то деле танец. Точнее непростая эволюция хореографической энергетики по различным ипостасям в поисках наиболее точной формы для выражения конкретной эмоции. И раз речь идет о событийном танце, то это уже драматургией "попахивает". Пина Бауш говорит, мол, мне не важно как движется танцор, мне важно, что им движет. А это, осудари мои, одно из золотых правил драматического театра, которое звучит так: Не важно что, важно как. Ну, я думаю никто не посмеет драматургию назвать безэмоциональной, безыдейной и т.д. Поэтому Пина Бауш значительно расширила рамки танца, наполнила его новыми красками, формами, закономерностями и т.д. Не знаю осознано или нет, но Пина Бауш сделала первые шаги к синтезированному актеру: ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТАНЦОР. Вот это идеал для меня.
Сообщение отредактировал quatro1 - Пт, 31-10-08, 20:05
admin
  • Администраторы
  • Сообщений - 1557
  • Нарушений -
  • Репутация - 1017
Написал - 31-10-08 в 18:31 - 12
quatro1, совершенно с вами согласен!
melezhik
  • Проверенные
  • Сообщений - 43
  • Нарушений - 0%
  • Репутация - 0
Написал - 31-10-08 в 20:35 - 13
quatro1, Пина Бауш далеко не первой создала синтезированный танец. У Мориса Бежара многие работы объединили разные виды искусства. А о драматическом балете говорил еще Ростислав Захаров, есть даже термин "драмбалет". Так что она далеко не первая. Но что абсолютно очевидна - она яркая индивидуальность, совершенно уникальная, занимающая свою нишу в ряду Матса Эка, Форсайта и таких же величин.
мелена
quatro1
  • Проверенные
  • Сообщений - 167
  • Нарушений - 0%
  • Репутация - 0
Написал - 31-10-08 в 23:19 - 14
Quote (melezhik)
она яркая индивидуальность, совершенно уникальная, занимающая свою нишу в ряду Матса Эка, Форсайта и таких же величин.

Три хореографа, три глыбы.
Только я пишу, что думаю. М. Эк, У. Форсайт и П. Бауш мои первые учителя (по видеокассетам):Поэтому я написал:
Quote (quatro1)
Пина Бауш одна из немногих хореографов, которые смогли танец сделать (как я это для себя характеризую) событийным.
melezhik
  • Проверенные
  • Сообщений - 43
  • Нарушений - 0%
  • Репутация - 0
Написал - 01-11-08 в 10:24 - 15
melezhik, да я и не оспариваю вашу точку зрения, просто ее творчество не в моем вкусе, хотя и признаю ее талант. Я предпочитаю, чтобы искусство несло больше позитива, реальности и так в жизни более чем...
мелена
bikov
  • Проверенные
  • Сообщений - 37
  • Нарушений - 0%
  • Репутация - 0
Написал - 01-11-08 в 13:53 - 16
Согласен с Меленой. Искусство вообще должно быть позитивным. Однако негатив тоже имеет императивную функцию, но только в руках мастера, творчество которого исходит от дара свыше. В руках дилетанта негатив разрушает, а не строит. А П. Бауш конечно же больше драматург, как впрочем и многие модернисты. Необходимо очень тщательно продумывать хореографическую постановку, чтобы в ущерб танцу не доминировала драматургия. Вообще допустимо многое, но везде должа царить гармония
С.Быков
melezhik
  • Проверенные
  • Сообщений - 43
  • Нарушений - 0%
  • Репутация - 0
Написал - 04-11-08 в 11:26 - 17
bikov, красиво...
мелена
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
p.s. Так же я сделал так, что бы Администратор выделялся по особенному, а именно у него в отличие от других будет выводится его ава