К Олимпийским играм готовятся не только спортсмены. 10 августа в рамках гала-концерта в “Доме друзей Олимпиады” в Пекине впервые покажут уникальное лазерное шоу-балет, действие которого развернется непосредственно в зрительном зале. Одной из самых главных (и привлекательных, отметим) фигур программы станет прима-балерина Большого театра Мария Александрова, воссоединившаяся по такому случаю в пару со своим давним партнером Сергеем Филиным. Наш корреспондент пообщался с Марией в “Гранд Гавана Клубе”, где собрались вместе накануне отъезда в Китай артисты классического и одновременно непривычного дивертисмента.
- Мария, вы и Олимпийские игры - несколько неожиданный вариант. Что подвигло вас на такой шаг?
- Признаюсь, едва прослышав о формировании делегации для выступления в Китае, сразу сказала себе: “Хочу туда!” Более того, подбила на поездку по обыкновению страшно занятого Сергея Филина, уговорив его перенести все свои дела на потом. Когда это мы при своей вечной занятости выберемся в Поднебесную? Да еще по такому прекрасному поводу.
- На сцене вы - само совершенство. А со спортом у вас в детстве были какие-то взаимоотношения?
- Как я поняла, судьба у всех артистов балета складывается примерно одинаково. Без легкого обмана со стороны родителей тут не обходится. Вот и меня в детском саду отобрали в спортивную гимнастику, а мама за ручку привела на танцы в ансамбль “Калинка”. Потом, конечно, я сама выбрала свой дальнейший путь и никогда ни секунды об этом не жалела. Но я была очень спортивной девочкой. До 3-го класса меня в общеобразовательной школе не оббежал, не обогнал ни один мальчишка, хотя очень упорно пытались. Также у меня были хорошие задатки к большому теннису, о чем я узнала лет 15 спустя (улыбается). Мама как-то проговорилась, что к ней приходила женщина-тренер и сказала: “Я вас очень прошу - приведите ее туда-то, туда-то”. Родители это от меня благополучно скрыли... Так я оказалась в балете. Хотя мне кажется, что и спортсменка из меня могла бы получиться классная.
- Но сейчас-то вы, наверное, бесконечно далеки от мира спорта?
- Что вы, это невозможно. Вот совсем свежий пример. Я готовила партию в спектакле “Восстание Парижа”. Надо войти в образ, а тема сложная. Сегодня, когда люди все больше озабочены личными проблемами, трудно вдохновиться вообще какими-либо идеями, тем более идеями Великой французской революции. И меня мучил творческий вопрос, смогла бы я своим примером увлечь людей на баррикады? Дело продвигалось довольно тяжело, чтобы не сказать хуже. И тут как нельзя кстати случились чемпионат Европы по футболу и замечательная победа нашей сборной над голландцами. Я живу в центре Москвы и могла воочию увидеть всеобщее ликование в ту ночь. Кто-то от восторга взобрался на памятник Маяковскому, водитель крутого “Хаммера” братался с водителем обычной “Лады”. Единение народа налицо. Словом, все это очень сильно помогло мне в работе. За что футболу отдельное спасибо.
- Вас не покоробило, что люди, именующие себя профессионалами, на футбольном газоне часто неловко выполняют самые простые технические элементы, будь то пас, финт или удар? В балете такое возможно?
- Я тут не судья. Это не моя епархия, грубо говоря. Как профессионал в балетном искусстве я имею свою точку зрения на происходящие у нас процессы, но, пожалуй, и здесь не возьмусь судить кого-либо. Однако вот взять испанцев - их передачи были почти стопроцентно точны, независимо от расстояния, что заметила даже я своим неопытным взглядом. Наверное, за этим кроется большой труд.
- А как долго вы шлифуете свои элементы у станка?
- У нас нет такой точной разбивки по элементам. У нас скорее идут комбинации, чтобы одна переходила в другую - один из принципов классического танца, да и современной хореографии, чтобы это все было связано в единую цепь, чтобы не было каких-то рваных движений. Но вообще мы занимаемся совершенствованием всю свою жизнь.
- Сколько длится ваш рабочий день?
- Все варьируется от поставленных задач. У станка, как правило, проводим по полчаса каждый день. Урок занимает от часа до полутора. Сюда входят балетная драматургия и отработка прыжков. А потом идут репетиции - либо по репертуару, либо готовим что-то на будущее, отрабатываем какие-то планы, либо погружаемся в новую постановку. Рабочий же день у нас 12 часов.
- Балет - занятие рисковое. Мариса Лиепу называли “ходячей травмой”. А как у вас?
- Да, это так. К счастью, меня Бог миловал.
- На какие соревнования в Китае вы хотите сходить непременно?
- Я очень хочу - не знаю только, точно ли поедет туда Леночка Исинбаева (многократная мировая рекордсменка по прыжкам с шестом. - Прим. ред.) - посмотреть живьем, как она это делает. Меня почему-то необыкновенно захватывают ее головокружительные прыжки. Причем с ее высоким ростом, который сильно затрудняет исполнение координационных упражнений. В нашем искусстве, например, чем ты выше, тем труднее совладать с собой.
- А вы никогда не пытались осуществить детскую мечту - овладеть теннисной ракеткой? Ваш коллега по творческому цеху Денис Мацуев, например, регулярно выходит на корт.
- Я не могу себе этого позволить. Во-первых, чисто психологически так отключиться для меня нереально. Во-вторых, взять и потратить несколько часов... Это же довольно протяженное занятие. Нет, увы, такого, чтобы я провела целый день на корте, даже представить не могу. Потому что свободная минута - редкость. У меня же еще семья, мама, брат, муж, мои две любимые кошки - абиссинские, похожие на меня. Словом, есть такое понятие, как дом, и я вынуждена за ним следить. Времени совсем ни на что не остается.
- Если попытаться провести некие параллели между балетом и спортом, есть ли у них нечто общее?
- Диана Вишнева (солистка “Космополитена”, лауреат премии “Золотая маска”. - Прим. ред.) совершенно правильно заметила, что в нашем искусстве сегодня немножечко наблюдается перекос в сторону спорта. Это действительно неправильно, это кардинально другое дело. Мы, люди искусства, говорим о душе. Чего в спорте, естественно, нет. Мы, говоря спортивным языком, выступаем в другой дисциплине.
- Вопрос диеты пожизненный для балерины?
- Как вам сказать. Наверное, что-то зависит от конституции человека. Но, насколько я знаю, балерины связываются с диетой тогда, когда у них либо серьезные травмы, либо отпуск, который они себе по каким-либо причинам устраивают, но вынуждены в этот период тщательно следить за тем, что и сколько едят. Если же балерина работает в театре, если у нее постоянные гастроли и она находится в сильном тренинге, то главное тут - успеть поесть. Это я вам могу сказать как артистка Большого театра, которая занята очень много.
- Публика, посещающая сегодня Большой, сильно изменилась? Вы обращаете на нее внимание, мешают ли вам по-прежнему телефонные звонки?
- Ну это уже некая... данность российского зрителя - мобильные телефоны. Однако хорошо уже то, что звонки раздаются реже. А московский зритель - один из самых, я бы не сказала, что невнимательных, может быть, тихих. Потому что он приходит в театр, в Большой во всяком случае, отдыхать. Людей, которые просто приходят на конкретный спектакль или исполнителя, очень мало. Видимо, потому что билеты дорогие. Приходят много иностранцев и людей, которые просто хотят отметиться, что были в нашем театре. А если они пришли отдыхать, я же не могу их заставить бешено аплодировать. Поэтому... хотя бы доставлю им удовольствие. Я смотрю на это философски. Но знаю точно, что если уеду в любой другой город земного шара, то встречу зрителя, который покупает билеты специально на Большой театр и специально на того или иного исполнителя. Вот так.
- Вы недавно отметили юбилей (Марии 20 июля исполнилось 30 лет. - Прим. ред.)...
- Ну что же все про него заговорили! Я вообще-то, честно говоря, не ощущаю свой возраст. Но отметила день рождения с удовольствием. Очень гото-
вилась - устроила для всей семьи праздник. А что касается какого-то юбилейного вечера, упаси Господи... Я человек не того склада. Вот собраться всей семьей в ресторане, поднять бокал, говорить тосты, выслушивать в свой адрес приятные слова от тех, кого люблю. Что может быть лучше!
Беседу вел Виктор ВАСИЛЬЕВ
Коллаж Ольги КОЛОКУЦКОЙ