Спартак 15мая Сказать, что это был великолепный спектакль, то же самое, что и вовсе промолчать! Назвать произошедшее на сцене одним словом? Одного такого слова у меня нет. В любом исходе все солисты должны получить звание народных артистов, а те, у кого оно уже есть – дважды народных и горячо любимых.
В моих планах не было такого мероприятия «пойти на балет 15 мая», но так сложились обстоятельства, что никаких препятствий к получению 100% удовольствия не возникло. И в 19:00 я оказалась в зале на своих любимых местах. Спектакль меня порадовал тем, что в нем абсолютно не было трюков. Как же? – спросите вы. Да вот так. Ни одного трюка я не увидела, не прыжков выше неба, ни космических поддержек! И никакого «варьете» с высоким подниманием ног не было. Вчера на сцене было торжество золотого балета!
Первым на сцене появился Красс (Ринат Арифулин). Как только я увидела его свирепое лицо, сразу поняла, что спектакль обещает быть интересным. А когда он начал двигаться – я просто сдалась на милость победителю. Ноги бога и глаза демона! Почему он не танцевал Красса раньше? Зачем его прятали так долго? Припоминая свои впечатления после Корсара 1 мая, могу вас уверить, что в дуэте Арифулин-Белоголовцев тогда не было и доли могучего противостояния римлянина и Спартака. Да и «медвежья» тяжелая поступь Рината здесь очень кстати. Он был настолько натурален, что местами было даже жутко. Все движения выверены, осмыслены, точны. Его цель не показать свои физические сверх возможности, а максимально убедить зрителя в том, что он действительно существовал, и не таким, как описал его Джованьоли, а таким, каким создал его Григорович и Лиепа.
После сцены пленения могучей скалой возникла фигура Спартака (Дмитрий Белоголовцев). Если я видела Дмитрия впервые, то сразу бы влюбилась! Как же он был прекрасен в своем образе. Партия Спартака перенасыщена сложными элементами, как в соло, так и в дуэте, но когда танцевал Дима я сложностей не заметила, более того, я не заметила, чтоб он прыгал, вращался, поднимал и опускал балерину. Он танцевал, играя, играл танцуя!
После долгого перерыва нас порадовала Марианна Рыжкина, заменив Свету Лунькину, она исполнила партию Фригии. Вспомните сцену, когда Фригия остается на сцене одна (в первом отделении), ее монолог… Опустился задник, закрыв пленных и пленителей, Фригия сделала несколько па к авансцене и у меня ком к горлу подступил! А это было только начало. Нежная, но неподатливая, влюбленная, но неслабая, она была верной подругой и преданной союзницей. Когда Фригия проливала слезы, зал не сочувствовал, он плакал ВМЕСТЕ с ней.
Эгина Галины Степаненко устроила праздник для балетоманов. Минуя штампы Кармэн, Галина сохранила свое лицо, но была абсолютно другой женщиной, подлинной куртизанкой, роковой соблазнительницей, сохраняя достоинство в любой ситуации (даже после сложных вариаций, когда Галина степенно отходила в дальнее пространство сцены, чтобы отдышаться, она была похожа на гордую львицу после сражения, наслаждающуюся добычей). Ее отлично оттеняла брутальность Красса. Когда Красс и Эгина шли вместе, Ринат не поднимал ногу высоко, от этого его шаг становился «значительным» маршем и придавал образу еще большую убедительность, а грациозная поступь Галины наполнялась чувством превосходства и избранности, а не напоминала канкан.
Главным гвоздем 2 действия для меня были пастухи. Все началось прекрасно, пока тройка не стала танцевать. Васильев выпал сразу, его ребячество сильно отвлекало, самое главное танцевал не о чем. Дабы не расстраиваться, я старательно смотрела на Медведева. Скажите, как ТАК можно танцевать? Он издевается? После такого же никого больше смотреть не хочется, ни в этой партии, ни вообще. И зачем на сцене были другие, когда Денис «жег» воздух? Жаль, что я так и не рассмотрела Андрея Болотина. Склонна думать, что он с Денисом одной крови…
Кордебалет не без труда смог реабилитироваться после позорной Спящей 11 мая. Я смотрела с наслаждением.
Впервые за долгое время редко тянулась к биноклю. Даже во время дуэтов надобности в этом просто не было. Все движения, мысли, идеи были настолько ясны, что я просто не понимаю, как это им удавалось.
Несмотря на то, что спектакль физически очень сложен, я склонна думать, что он все же для возрастных составов. Тогда пропадает ощущение трюка ради трюка, прыжка ради прыжка, появляется внутренне благородство, содержание, балет, наконец. Пусть Спартаки и Крассы не прыгают до небес, зато в них есть жизнь, правда, которую не купишь на «молодые» монеты.