Хореографы, течения, страны, время. |
Нововведения в области тела, техники, движения |
Нововведения в области спектаклей-представлений, пространства, связи с другими направлениями искусства. |
Кто, какие страны явились приемниками и последователями. |
Предшественники и теоретики движения. |
Франсуа Дельсарт
Франция, Конец 19 века |
- Связь между жестом, эмоциями, чувствами:
- Разработка кода жестов во взаимосвязи с эмоциями, отличного от ранее принятого в традициях классического танца;
|
- Придание первостепенного значения роли жестов в общении; Влияние ( через своих учеников) на будущих пионеров американского модерна.
|
- Франция;
- США: косвенное влияние на Рут Сант Денис, Теда Шоуна, Айседору Дункан и др.
|
Жак-Эмиль Далькроз
Швейцария, Германия, c 1920 по 1950 год. |
Ритмическая гимнастика - Связь движения и ритма;
- Несколько основных принципов:
-Суть закрепощённого тела состоит в ритмическом закрепощении;-Для естественного движения характерно состояние расслабленности, не напряжения;-Дыхание играет ключевую роль в достижении расслабления и качестве основного ритмического движения.
|
- Связь музыки/движения; определение телесной музыкальности;
- Обучение будущих пионеров модерна Германии.
|
- Германия: Лабан, Вигман…
- Франция: Нежинский, Мари Рамберт…
|
Рудольф Лабан
Германия, Великобритания, c 1920 по 1960 год. |
Движение – как источник жизни, и инструмент для выражения социального положения - Первая аналитическая и понятийная система движения, рассматриваемая в различных аспектах: вес тела, пространство, время, поток.
|
- Танец – как необходимый опыт общения, образовывающий индивидуумов и группы для улучшения жизни всего общества.
|
- Германия: Вигман, Йоосс и большинство танцоров модерна периода между двумя войнами;
- Англия; создание школы;
- США; важное значение системы понятий в движении.
|
Пионеры Модерна |
Лойе Фуллер
США, Франция, к.19-н.20вв. |
Театрализованное движение: - Движение, скорее как способ, нежели цель;
- Преображение, маскировка тела (использование аксессуаров: ткани, палочки и сложные эффекты электрического света);
- Движение - форма визуализации пространства (формы и рисунки, созданные светом на тканях).
|
- Исследование новых возможностей в создании сценических иллюзионов с помощью электрического света
|
|
Айседора Дункан
США, Франция, Германия Россия/С.С.С.Р., с 1900 по 1930г. |
Возвращение к природе, естеству. Свободный танец - Танец и движения, вдохновлённые связью с природой, а не заботой об эстетических условностях;
- Возвращение тела в естественную среду ( контакт с природой) и получение вдохновения
- Учение о взаимосвязях движения и четырёх элементов ( воды, земли, огня, воздуха)
- Определение свободы и чистоты тела
|
- Духовная функция танца.
- Образовательная ценность.
- Свобода женского тела.
- Связь с философскими и артистическими направлениями в других областях (театр, музыка, литература) в большей степени, чем с миром танца.
|
|
Рут Сант Денис
США, с 1900 по 1930г. |
Танец, как выражение духовности - Поиски основ для танца, вне классического балета: вдохновение Востоком
- Танцовщица, скорее жрица, чем лёгкая девушка
- "Музыкальные визуализации" - первые шаги модерна в направлении абстракции.
|
- Свобода женского тела
- Духовная функция танца отражает его красочность и зрелищность
|
- США: Дорис Хэмфри, Мэри Вигман, Марта Грэм…
|
Тед Шоун
США, с 1920 по 1950г. |
Танец, созданный для танцоров мужчин - Поиски тождественности мужских и женских жестов.
- Создание техники и курса упражнений специально для мужчин.
- Создание атлетического тела в противовес мнению о женоподобном теле танцора.
|
- Учение на базе "делсартизма" и первое рационалистическое объяснение техники модерна.
- Борьба за лучший социальный образ танцора.
|
- США: Дорис Хэмфри, Мэри Вигман, Марта Грэм…
|
Поколение великих мастеров Модерна. |
Мэри Вигман
Германия, с 1920 по 1960г. |
Танцевальная экспрессия - Танцор в контакте с силами, которые ему помогают.
- Пространство наполнено "невидимыми партнёрами", которые диктуют движения, и c их помощью сам танец превращается в "солирующую танцовщицу".
- Движение оcуществляется через серию противоположностей: внутреннее/внешнее, земное притяжение/желание подняться, индивидуальность/группа
- Танец, как проявление всеобщих тем: чародейства, смерти, и т.д.
|
- "Танцы совместно", что означает: развитие вначале формы соло, позволяющей затем создать другие привычные сценические формы.
- Структурирование профессии танцора;
- Cоциальная и образовательная миссия хореографии.
|
- Германия: все направления модерна 20-30-х годов, послевоенный период.
- США: школы Ханя Хэлм, Николай.
- Франция: ученики Вигман стали пионерам французского модерна.
|
Курт Йоосс
Германия, с 1920 по 1960г. |
Эссенциализм - Включение элементов классической техники в образование танцора.
- Танец, как способ выражения всех человеческих чувств.
- Использование мимики, создание типовых персонажей, комичный взгляд на танец.
|
- Политическая роль хореографии; изобличение политических и экономических реалий
|
- Германия: образование огромного количества танцоров и хореографов послевоенного поколения
|
Баухаус
Шлеммер, Кандинский..., Германия, с 1919 по 1933г. |
Абстракция - Тело, как абстрактный объект.
- Движение, как инструмент для проецирования в пространстве пластики форм .
|
- Театральная сцена, как место эксперимента для пластических танцоров.
|
- Германия, в основном для визуального искусства.
- США: артисты Баухаус поступают в университеты; поощряется междисциплинарный подход; приглашение Кэйджа и Куннинхэма в "Black Mountain College".
|
Дорис Хэмфри
США, с 1930 по 1960г. |
"Движение –это арка, протянутая между двумя смертями". - Игры с гравитацией: выбор между сопротивлением падению и его принятием. "Падение и подвешенное состояние" - как структурирующий элемент движения и динамики.
- Переменчивость, текучесть, неуловимость, лиризм танца.
- "Индивидуальное движение" - как часть, или этап мышления и понятие более объёмное, чем "хореография".
- Танцор – как индивидуум, но так же и элемент группы.
- Движение одновременно рождается в теле каждого танцора и в переходах от одного к другому.
|
- Разработка хореографического мышления - "композиции", отличного от прежнего взгляда на танец ( индивидуальное движение танцора).
- Музыка, как источник для размышления, обучения и создания композиции. Но танец не должен быть зависим от музыки, он должен развиваться за счёт своей собственной музыкальности, ритмичности
|
- США: Чарлз Вейдман, Жозе Лимон
|
Жозе Лимон
США, с 1940 по 1970г. |
Театральность танца и хореографии. Постановка типовых персонажей. |
- Танец – как обращение, получившее политическое либо религиозное вдохновение.
|
- США: Дженнифер Мюллер, Луис Фалко
|
Марта Грэм
США, с 1930 по 1970г. |
Танец и неосознаваемые экспрессии. - Противоположности в танце - расслабление/напряжение; особое внимание тазу (части тела), как очагу пульсации и рождения желания;
- Рассмотрение женского тела и анализ законов его движения;
- Движение, как выражение всеобщих страстей;
- Сосредоточение на моментах и наивысших состояниях кризиса, отчаяния;
- Первоочередная роль соло: первенство танцовщиц в хореографии.
|
- Символичность пространства: объекты в нём - как отражение воображения, страхов, образов внутреннего мира постановщика танца.
|
- США и весь мир: М.Куннинхэм, Е.Хоукинс, П.Тэйлор, и др., прошли через обучение в её труппе; создание школ во многих странах; создание труппы.
|
Альуин Николай
США, с 1950 по 1980г. |
Абстракции. Децентрализация корпуса. - Пересмотр принципа уникальности центра тяжести тела, и принятие т.о. новой иерархии: отказ от антропоцентризма. Все точки в теле могут быть "мотором" движения;
- Человек, как элемент среди других элементов вселенной, находящихся в движении;
- Тело изменчиво: аксессуары, ткани, палочки удлинняют и изменяют форму человеческого тела до превращения его в абстракцию;
- Импровизация и композиция - как часть техники, влючённая в образование танцора.
- Ученик ответственен за исследование собственного тела.
|
- Рассмотрение связей между телом и пространством.
- Движение, как аспект постановки спектакля наряду с его аксессуарами, проекциями света, элементами сценографии.
- Возвращение к сценическому иллюзиону.
|
- США: Мюррей Луис.
- Франция: "С.N.D.C". К. Карлсон, С. Буирж…
|
Альвин Эли
США, с 1950 по 1980г. |
Афро-американский модерн - Приобщение афро-американской культуры к модерну;
- Отражение африканской культуры в танце модерн.
|
- Сценические постановки народов африканской культуры вне их гетто, и приобщение их т.о. к мировому опыту танца модерн;
- Использование музыкальных ритмов, напевов, характерных для этой культуры ("спиричуэлс").
|
- США: на все африканские танцы.
|
Прорыв Куннинхэма. |
Мерс Куннинхэм
США, с 1950 по 1990г. |
Абстракции. Роль непреднамеренностей (случайностей) - "Движение является выразителем всех внутренних намерений"
- Тело разрознено; отказ от органических, описательных, типичных представлений о теле;
- Освобождение личности, эмоций и чувств танцора для блага движения;
- Тело и техники рассматриваются с точки зрения "рациональности" включение в работу ног классических техник;
- Развитие виртуозности
|
- Придание Современному танцу статуса искусства и определение его места в истории танца;
- Центральная роль в сотрудничестве с Джоном Кэйджем;
- Влияние Дзен;
- Непреднамеренность (спонтанность) определяет взаимосвязь музыки, элементов сценографии, света и танца;
- Уход от централизованности и иерархичности сценического пространства: пространство разделено фрагментировано; многообразие одновременных сценических действий;
- Сотрудничество с именитыми художниками: Раушенберг, Джаспер Джонс и др. Отказ от абсолютной прерогативы "автора". Хореограф не высказывается об эстетической ценности по поводу возникающих на сцене импровизаций – случайностей;
- Свобода зрителя: его мнением не управляют, именно он делает свой выбор о продолжительности спектакля.
|
- США и весь мир
- Рождение поколения постмодернизма
- Влияние на современное искусство и особенно на искусство сцены.
|
Постмодернизм и послевоенное поколение. |
|
|
|
|
Начиная с 60-х годов и поколения постмодернизма, хореографы перестают создавать "школы" - в том смысле, в каком о них говорилось во времена "Поколения мастеров". Влияние этого факта неявно, и, по-видимому, ещё рано делать выводы о том, как он отразиться на последующих поколениях. |
|
|
|
|
Церковь Джадсон и Великий Союз
США, с 1960 по 1970г. |
Уровень "зеро" в движении, в танце и в публичных представлениях. - Рассмотрение и оценка всего того, что делает танец "современным".
- Идентификация социальных и идеологических признаков в теле и в движении: тело танцора/ тело "пешехода", особенность женского/мужского и т.д.
- Развитие "перфомэнса". Актёры, танцоры, музыканты, пластические артисты, "перформеры" получают равный статус в перфомэнсе.
- Роль импровизации.
|
- Политическая роль современного искусства
- Танец вне условных ограничений спектакля и поэтому перфомэнс происходит на улице, в галереях и т.д.;
- Желание сблизить искусство со "зрительской аудиторией".
|
|
Поколение Постмодернизма
Люсинда Чайлдс, Триша Браун, Мередит Монк, Дэвид Гордон, Стив Пакстон, Ивонна Рейнер и др.,
США, с 1970 по 1990г. |
Экспериментальный подход в построении композиции. - Использование общих с другими областями искусств техник, например – в музыке;
- Использование элементом импровизации;
- Работа на принципе "повторов" (Л.Чилдс, Т.Браун, М. Монк…);
- Возвращение к существующим классическим техникам и включение их в современные (Л.Чилдс);
- Импровизация (Стив Пакстон) продвинута в ранг техники (Контактная импровизация).
|
- Междисциплинарный подход (Роберт Вилсон/Л.Чилдс);
- Поворот к "живому" спектаклю;
- Работа с преобразованием восприятия зрителя (игра на повторах…).
|
|
Триша Браун
США, с 1970 по 1990г. |
Непрерывность движения - Экспериментальный метод исследования движения, без использования наследия предшествующих периодов;
- Работа над специфической техникой, основанной на изучении игры и гравитации;
- Текучесть, непрерывность движения, позволяющая увидеть скорее поток, нежели формы;
- "Подвижное тело" - функциональный объект, а не трагический.
|
|
|
Буто
Хидзиката, Казуо Оно, Ко Муробуши, Санкай Дзюку, Ариадоне и др.,
Япония, с 1960 по 1990г. |
Танец "темноты" - Движения - cпособ "возвращения" в свои воспоминания;
- Тело заключёно в самом себе, что позволяет вернуться (в воспоминаниях) в состояние зародыша, до начала осознания себя.
|
- Одновременно протест против традиционно японских театральных форм и западных танцевальных техник.
|
|
Пина Бауш
Германия, с 1970 по 1990г. |
"Танцтеатр" – танцевальный театр. - Танцор играет себя самого (перенесение личных качеств на исполняемую роль);
- Разряженность танцевального движения, диссоциация между "станцованным" жестом и представленной ситуацией;
- Танцор использует техники не для создания движения, а для управления своими эмоциями и распада жеста.
|
- Танец – "по стопам театра"
- Постановка и высмеивание социальных особенностей (в частности буржуазных), а также бессодержательность и пустоту в человеческих отношениях;
- Слова, игра, пение включены в представление.
|
|
Новый французский танец
Д. Багу, О. Дюбок, Ж.-Кл. Галотта, Д. Ларьё, М. Марин, А. Прельжокаж, К. Сапорта и др.,
Франция, с 1980 по 1990г. |
Танец/Театр. - Танец делается носителем эмоций и чувств;
- Движение - как язык эмоций, зеркало внутреннего мира танцора;
- Постановка на сцене состояний тела либо его бытия;
- Использование и стандартизация танцевальных техник американского и германского модерна.
|
- Современный танец наследует традиции французского театра;
- Увеличение зрительской аудитории;
- Использование средств театральной сценографии (аксессуары, переполненное пространство).
|
|
Молодой Современный танец
Вим Вандеркибус, Саша Вальц, Матц Эк , Ольга Сото, Л. Ньюсон...
Бельгия, Великобритания,Канада,Нидерланды, США, и т.д., с 1990 по сегодняшний день. Россия - с 1995г. |
Стандартизация движения. Сближение новых хореографических работ с теле-продукцией и феноменами моды. - Энергия, напористость и скорость - признанные достоинства танцоров, хореографов и молодёжи 90-х.;
- Сближение сценического танца и уличного ("хип-хоп");
- Тело сражается и побеждает;
- Эстетика шока.
|
- Танец – скорее отражение и носитель ценностей общества, чем место для инвестиций;
- Использование музыки, нарядов, аксессуаров современной моды.
|
|